пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)

танцевальная студия в Санкт-Петербурге Divadance - Дива данс

Разучиваем аларипу - первый танец традиционной программы бхаратанатьям.

 

 

К статье прилагаются три видеоролика - если не разглядите движения в одном - пригодится второй и третий. Все видео снято на наших концертах Divadance или в наших залах.

 

Аларипу - первый танец традиционной храмовой программы (маргама) классического индийского танца бхаратанатьям, возникшего в штате Тамил-наду (Тамил, Тамилнад). Этот танец - в какой-то степени разминка для танцора: он начинается с медленного темпа, затем ускоряется, затем еще ускоряется.

 

 

Сначала участвуют только глаза и голова, потому плюс кисти, плюс руки, плюс ноги и так далее, то есть части тела гармонично включаются в процесс. Но не будем увлекаться общими описаниями - они уже есть в статье "Репертуар бхаратанатьям".

 

 


Задавшись целью разучить этот танец, разобьем его на части:


Вступление выход на сцену, пранам (намаскарам) - т.е. приветствие всем и касание земли, затем принятие позы самапада (ступни плотно прижаты друг к другу, колени прямые), руки - в основном положении (натьярамбэ). В конце вступления под первые солукатту-слоги (та-тей-я-тей и т.д.) смещаем глаза вправо-влево несколько раз.

 

1 часть

 

2 часть - идентична первой, но исполняется в мураманди, то есть в глубоком приседе на пятки, колени максимально широко разведены

 

3 часть - отличается от первых двух, самая сложная с точки зрения координации

 

концовка - отступление и поклон.

 

 


Каждая из трех частей похода друг на друга в музыкальном смысле. Каждая начинается медленно, затем ускоряется, затем еще ускоряется и получает новое, отличное от предыдущей части развитие в музыкальном отношении.

ВСТУПЛЕНИЕ мы уже описали, оно медленное, и даже если Вы не знаете (или не помните), что такое пранам или как красиво ходить, то можете посмотреть видео или спросить преподавателя. И походка, и пранам являются азами техники бхаратанатьям.

 

Вы можете изучать разные аспекты индийского танца не только очно, а ещё и дистанционно - занятия онлайн по любой тематике, подробнее...

 

Так что перейдем к ПЕРВОЙ ЧАСТИ

 

танцуем аларипу - манди адеву

 

Ядром ее танцевальной композиции является следующее. Сначала идет цикл движений глаз - смещаем взгляд (а с ними и чуть-чуть голову):
вверх, обратно в центр (далее пишем просто в центр, хотя можно сказать и "вниз"),
вправо, в центр,
вверх в центр,
влево.

Это у нас была версия цикла движений глаз вправо. К этому движению "присоседивается" двукратное заворачивание кисти запястьем к залу. Так как при этом мы показываем зрителю хасту патака (что в переводе с санскрита "флаг"), то назовем это движение "флажок". В течение всех движений ноги неподвижны. При каждом "флажке" как здесь, так и в любой другой части танца, мы резко кидаем взгляд на запястье, а при возвращении руки в основное положение так же отрывисто возвращаем взгляд на зрителя.
Попробуем проделать то же - влево (глаза пойдут вверх, в центр, влево, в центр, вверх, в центр, вправо). А затем два "флажка" левой рукой.

Ну вот, потренировались, и давайте собирать все это в композицию. Если бы мы после вступления сразу бы начали это движение, то оно слилось с последним движением вступления. Да и первую сильную долю музыки нужно выделить чем-то более значительным, чем движения глаз. Поэтому вместо цикла движений глаз вправо мы делаем шаг вперед правой ногой, отклоняясь назад прямым корпусом (сгибаем лишь колени), а руки сходятся в анджали над головой. Затем мы приставляем левую ногу, выпрямляясь и переводя руки в натьярамбе (основную позицию рук). Вот теперь настал черед двух "флажков" правой руки. Теперь можно сделать весь цикл влево: и цикл движений глаз, и два "флажка" левой рукой (см. описание выше). Все это мы делали в медленном темпе.

Теперь темп увеличивается в два раза. Значит, нам предстоит не 1 раз вправо и 1 раз влево, а 4 исполнения: вправо (и глаза, и 1 "флажка"), влево, вправо, влево. Вот это - самая "скучная" и для исполнителя, и для зрителя часть. Далеко сидящий зритель не видит мелких движений глаз, и танцовщик чувствует существенное напряжение в мышцах рук. Чтобы сделать эту часть интересной для зрителя, акцентируйте свое внимание на четкости, резкости, отрывистости движений, как глаз, так и кистей. Именно это должно удивить зрителя. Без отрывистости эти движения станут совершенно несмотрибельными. И еще одно примечание. При данной скорости исполнения "глазной путь" мы немного срезаем, то есть в версии вправо глаза идут: вверх, в центр, вправо, вверх, влево. В случае движений влево: вверх, в центр, влево, вверх, вправо.

 

 

Вы можете возмущенно спросить: "А неужели нельзя было просто подряд расписать каждое движение, раз там столько отличий. Зачем идти такими окольными путями и выяснять правила, из которых тут же есть исключения?" В аларипу, как и в любом другом танце бхаратанатьям есть логика. Этот танец удивительно логичен. Эта логика не видна нам сразу ввиду разности наших культур, но, приняв эту логику, Вам легче будет запомнить этот танец надолго, плюс легче осваивать другие танцы этого же стиля. На своих занятиях в Divadance в первую очередь я даю логику построения связок в бхаратанатьям, а во вторую очередь конкретный порядок движений.

 

Смотрите другие статьи Divadance об индийских танцах, много видео indian dance есть в разделе Видеоклассификатор Divadance, плюс Фотогалереи индийских танцев

 

 

Но что дальше? На затакт левой заступаем накрест плюс правая рука делает неопределенное и довольно мягкое движение к сердцу (как будто мы обращаемся к нему) и на сильную долю правая нога опускается выворотно и далеко от левой. Это - позиция - превитам (полусидя на широко расставленных ногах). Сидя в не мы производим, желательно в музыку, своеобразные как бы прихлопывающие движения правой кистью со "склеенными" друг с другом пальцами. При этом рука, а с ней и небольшой наклон корпуса, перемещается справа к центру.

 

Теперь правая нога отступает назад, левая опирается лишь на пятку (носок - на себя) и мы чуть наклоняемся вперед и делаем обводку правой рукой. Здесь есть разные варианты. Самый простой - рука ведется справа к центру полукругом и запястьем к груди (вся рука должна быть в одной плоскости - то есть параллельно полу), а затем, когда левая нога приставляется к правой, и мы выпрямляемся, правая рука тем же путем возвращается в натьярамбэ. Другой вариант - обводка в хасте шикарам (подобно той, то делается в пранам во вступлении), а на приставлении левой ноги правая кисть у груди открывается в алападму (словно рождаем цветок из души) и кратчайшим путем убирается в натьярамбе. В любом варианте развития событий вторая (левая рука) не покидает натьярамбе. Распространенная ошибка - непроизвольно ее опускать, задирать, расслаблять и тп. путем терять над ней контроль.

Разумеется, как это принято в бхаратанатьям, все это проделываем и в другую сторону. При обводках совершаем мелкие смещения головы относительно плечевого пояса вправо-влево. За амплитудой гнаться не надо!

 

 

ВТОРАЯ ЧАСТЬ аларипу.

Начинаем так же, как и первую. Тот же шаг с наклоном, но вот, приставляя левую ногу, мы должны без лишних качаний, колебаний и вообще лишних движений сесть в мураманди, то есть себе на пятки. Собственно говоря, делаем все то же, что и делали стоя. Только вместо хождения в превитам (полуприсед на широко расставленных ногах) мы опускаем правое колено на пол, получая позу паршвасучи. Делая обводки, обратно перемещаемся на пятки. Затем так же поступаем с циклом движений влево (опускаемся на левое колено, а затем возвращаемся а пятки).

 

От перспективы следующих движений "манди адеву" многие заранее морщатся. Один из самых трудных с физической точки зрения моментов танца. В дополнение к движениям первой чисти, переложенных в позицию мураманди (, дополняется манди адеву. Это цикл движений: показывая рукой "флажок", мы опускаемся на правое колено, заворачивая кисть в основное положение (натьярамбэ) возвращаемся на пятки. Так мы делаем два раза подряд вправо и два раза подряд влево. Затем мы делаем один раз вправо, а вместо второго раза опускаем руку вниз в пол, открывая пальцы в алападму воображаемым цветком (алападма - "цветок лотоса" с саскр.) к зрителю, после чего встаем в экападам (поднимаем правую ногу коленом в сторону, ступня перед выпрямленным коленом опорной ног), а кисть довольно изящно оказывается в катакамукхе перед грудью. То же проделываем в левую сторону.

 

 

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ

базируется на Та Тей Тей Ха адеву (Tat Tai Ta Ha adevu - названа по солукатту-слогам). Техника этого адеву в рамки этой статьи явно не поместится, поэтому сошлемся на обучающие танцу занятия, видео и т.д. Отметим лишь, что нам нужно то Та Тей Тей Ха адеву, где руки идут сначала вправо, затем влево, не движутся, а затем одновременно меняю развернутость кистей. Ноги проделывают притопывания, сидя в араманди (полуприседе): правой, левой, прыжок в куттанам (положение на полупальцах с широко разведенными коленями) и снова притопываем правой ногой. Это - версия движения вправо.

Сначала мы проделываем это адеву очень медленно вправо, наклоняясь вправо на первом шаге (вместо притопывания отставляем ногу вправо до прямого состояния), второй шаг - в свастику плюс отклоняемся влево. Прыгаем в куттанам не один, а 2 раза, ну и затем завершающий "топ" правой ногой. То же влево.

 

Теперь в 2 раза быстрее. И соответственно 2 захода. Движений снова пять (в куттанам два раза вспрыгиваем), но в этот раз без всяких там наклонов и отставленных ног - топаем на месте. Второй заход имеет свои нюансы: разворачиваясь спиной к залу, топаем правой ступней, разворачиваясь обратно лицом к залу, топаем левой, остальное - как в первом заходе. Руки при первых двух движениях тоже особенно двигаются: правая словно протягивает что-то от груди, от сердца в левый угол сцены, а на втором шаге левая рука, совершая энергичный круг через верх, тоже тянется к левому краю сцену. Конечно, то же повторяем и влево в рамках "второго захода".

 

Теперь самое сложное: еще в два раза быстрее нужно исполнить всю традиционную форму этого адеву: в куттанам вспрыгиваем только 1 раз, руки сначала вправо-влево и т.д., затем влево - вправо и т.д., затем вперед - влево и т.д., затем вперед - вправо и т.д., потом прыгаем в куттанам плюс ладони вверх, опускаем правую руку вниз ладонью к полу плюс топаем правой ступней, то же - влево, затем в теми же ногами другие движения рук: вытягиваем правую вперед и вверх, на топание ногой - обе кисти разворачиваются. Весь этот комплект полностью соответствует традиционной форме, поэтому не будем его детализировать. Скажу лишь, что эта часть танца настолько быстрая, что в зависимости от уровня исполнителей, движения до куттанам можно представить в упрощенном виде - не в максимальном темпе и, соответственно, только один заход.

 

Затем следует Та ХаТа Джем ТариТа адеву (Ta Hatha Jhaum Tari Ta adevu) вправо и влево и все три захода Tadhing Gina Tom adevu.

 

КОНЦОВКА танца alaripu

Руки находятся в хасте алападма, мы энергично поднимаем их через стороны и опускаем, сгибая, перед грудью. Снова разводим. И так всего три раза. Кстати, при всем этом семенящими шагами отступаем на задний план, ступни ставя невыворотно, а параллельно друг другу. В конце этого движения руки должны придти в натьярамбэ, после чего уде более крупными и редкими шагами мы приближаемся к зрителям, попутно соединяя руки в анджали над головой, и опускаем их в таком виде перед грудью. Оставив их руки в хасте анджали перед грудью, мы делаем уже совсем мало медленных шагов назад. На каждом шаге корпус чуть разворачивается в сторону отступающей ноги. Руки не движутся. Теперь настало время поклониться зрителям, поблагодарив их за самоотверженный труд, ибо не всякий русский зритель воспримет этот танец, а особенно музыку легко и с явным удовольствием. Если же зритель полюбит индийскую классическую музыку с первого прослушивания, можете смело ставить ему памятник! Карнатик - южная ветвь классической индийской музыки. Северная классическая музыка называется хиндустани.

 

 

Автор статьи: Елена Стеценко

 

классический индийский танец бхарата натьям (bharatanatyam)
Танцевальная студия Диваданс - школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha
© 2005 by Zhuzha