пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)
Происхождение слова "бхаратанатьям (bharatanatyam)".
Сначала хочу оговорится, что некоторые понятия при переносе на русский и любой другой язык не имеют однозначно правильного написания, так как фонетика санскрита, хинди, телугу, тамили не совпадает с фонетикой нашего языка. Вы можете встретить и аларипу, и алларипу, и алариппу (читайте также статью Diva dance).
Из-за серьезных различий в фонетике, трудно говорить об однозначной правильности написания многих терминов. Поэтому я быту употреблять многие термины в разной транскрипции. Терминология бахаратантьям
Понятие "бхаратанатьям" возникло в 1940-ый годах, ранее эти танцы называли танцами девадасси (в переводе - "раба Бога") - храмовых танцовщиц, а также
называли "садир натьям". Вторая часть слова - "натьям" означает танцевальную драму.
А вот насчет первого есть четыре версии:
1. Стиль назван по имени легендарного автора "Натьяшастры" - мудреца Бхарата,
2. Бхарата - акроним трех слов, основных понятий танцевального искусства: Бхава (чувство), Рага (мелодия) и Тала (ритм),
3. акроним других слов: Bharam Tarayati iti Bharatha - "что изгоняет горе, есть Бхаратха".
4. Так как Бхаратом индийцы называют свою страну (а не Индией), то бхарантанатьям - буквально, "танец страны Бхарат", т.е. "танец Индии".
Хотя понятие "бхаратанатьям" довольно новое, сам танец имеют древнейшую историю, многочисленные упоминания о нем, как о садир натьям, садир качери, танджори натьям встречаются в различных источниках с VIв.н.э. Бхаратанатьям - это один из самых древних и наиболее популярных танцев в Индии. Возник в штате Тамил-наду (Тамилнад). Этот стиль одинаково пригоден как для сольного, так и для группового исполнения. Искусство бхаратнатьям передавалось из поколения в поколение в период существования девадаси - женщин, служивших божествам в качестве танцовщиц и принадлежавших храму. Эти артисты и их мужчины-наставники, называемые наттуванарами, были единственными хранителями этого искусства вплоть до начала 20 века, когда всплеск интереса к культурному наследию Индии побудил деятелей искусства обратиться к восстановлению, сохранению и развитию этого танца. Огромную роль в этом процессе сыграли Баласарасвати и Рукмини Деви. Рукмини в 1936г. открыла знаменитую школу "Калакшетра", которая сейчас находится рядом с Адьяром, где изучается бхаратанатьям.
Смотрите другие статьи об индийских танцах, много видео indian dance есть в разделе Видеоклассификатор Divadance, плюс Фотогалереи индийских танцев
До начала XX века танец был частью храмовых обрядов. По традиции храму покровительствовал местный правитель, т.е. высший представитель местной власти. Танцовщица, ее гуру и их музыканты пользовались большим уважением и находились на содержании храма. Во время религиозных процессий танцовщица выступала впереди повозки, на которой везли изображение божества. Она играла важную роль в приношении подношений к изображению божества. Танцовщица почиталась женой бога, поэтому ее важнейшей обязанностью было участие в церемониях, связанных с его культом. Ее называли "девадаси", служанкой бога. Но танец, помимо ритуальных церемоний, исполнялся и в других случаях при благоприятных обстоятельствах: по случаю коронации, свадьбы, рождения сына, иных праздничных событий. Территория вокруг храма считалась единственно удобным местом, где могли собираться люди, чтобы посмотреть танец. Сама танцовщица была богатым и уважаемым человеком.
Во время британского правления танец начинает утрачивать свое ритуальное значение. Девадаси стали танцевать при дворах богачей под музыку, где в качестве стихов были восхваления этих же самых богачей. Девадаси стали терять свой вес и уважением в обществе.
Статья Divadance - репертуар бхаратанатьям
Классический индийский танец бхаратанатьям от Диваданс
"Павлин"
Этно-вечеринка "Азрар" - март 2011г.
Хореограф Стеценко Елена
Большинство текстов и танцев посвящено Шиве, а конкретно Шиве-Натарадже. Что логично в связи с тем, что на юге Индии культ Вишну (а с ним и Кришну) слабее, а культ Шивы сильнее. Шива-Натараджа - это танцующая ипостась Бога Шивы. Чтобы разобраться в главных Богах, обратимся к яркой троице Богов, создающих круговорот всего в природе: Брахма, Вишну и Шива. Брахма - Бог-творец, Вишну - Бог-Сохранитель, и Шива - Бог - разрушитель. Действуя вместе, они вертят миром, в котором все движется по кругу, как колесо Брахмы. Но кроме разрушительной деятельности, Шива не прочь потанцевать. Вот тут он и именуется Шивой-Натараджой. Самой известной скульптурой Индии является именно четырехрукий Шива-Натараджа, замечательный образец которого находится в храме Читамбарам (штат Тамилнад), где по легенде и зародился танец, именуемый сейчас бхаратанатьям, когда его исполнил сам Шива.
Для музыкального сопровождения танца Бхарат-Натьям используются такие инструменты как мриданг, скрипка, тампура, манджира, гхата. Вокальное сопровождение в основном соответствует южноиндийской традиции пения - карнатик. Сюжеты заимствуются из тамильских или санскритских текстов и, как правило, имеют отношение к различным воплощениям бога Вишну или Шивы.
Музыка Южной Индии, которая называется карнатик, имеет общие корни с северной разновидностью, которая называется Хиндустани. Но на нее не оказал влияние ислам, который придал новую форму характеру музыки на Севере. Хиндустани и карнатик довольно легко различить. Для хиндустани характерно межтоновое пение - голос словно гуляет, бродит между нот, что для нашего европейского слуха, привыкшего к чистым звукам, воспринимается трудно. В музыке карнатик межтоновое пение не так "бросается в глаза"; в хиндустани упор делается на инструментальную музыку, а в карнатик - на вокал. Пропеваемые слоги называются соллукатту
Автор статьи: Елена Стеценко
Статья опубликована 29 июля 2009г - Divadance
Танцевальная студия Диваданс - школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha
© 2005 by Zhuzha