Ритмы классического индийского танца бхаратанатьям, соответствующие "адаву" - его "кирпичикам".
Традиционные (храмовые) композиции классического индийского танца бхаратанатьям состоят из "адеву" (адаву, adevu, adavu). Адеву - это маленькие комбинации движений, сложившиеся в начале 20-го века при систематизации и возрождении классического танца в Индии. В чем огромную роль сыграла Рукмини Деви.
Терминология бхаратанатьям
Почти у каждого адеву есть много названий: даже внутри одной школы можно встретить расхождения или два названия, а этих школ несколько. Плюс еще искажения при переносе слов с фонетикой, столь отличной от нашей, в наш язык… Во-первых, есть названия, данные по словесному аккомпанименту - тому самому, что приводится в данной статье. Эти слоги называются "солукатту" (solukattu). Во-вторых, названия, обрисовывающие движения "по существу", например, "наттадаву" образовано от тамильского "натт" - натягивать, вытягивать и т.д. Поэтому в таблицах приведено несколько названий. Краткое описание адеву смотрите под таблицами.
Позиции бхаратанатьям
Эти варианты слогов для тираманам адеву идентичны: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Tadhing | Gina | Tom - | | |
Tak Ka - | Tadhing | Gina | Tom - | |
Tak Ka - | Dhik Ku - | Tadhing | Gina | Tom - |
второй вариант: |
Kitta Takka | Dhari Kitta | Tom - | | |
Tak Ka - | Kitta Takka | Dhari Kitta | Tom - | |
Tak Ka - | Dhik Ku - | Kitta Takka | Dhari Kitta | Tom - |
третий вариант: |
Tai | Dhit Dhit | Tai | | |
Tai | Tai | Dhit Dhit | Tai | |
Tai | Tai | Tai | Dhit Dhit | Tai |
Tattu mettu adevu (Thattimetti adevu, Татту метту адеву) 3 удара | ta-ki-ta |
4 удара | Tha-ka-dhi-mi |
5 ударов | ta-ka-ta-ki-ta |
7 ударов | Ta-ka-dhi-mi-ta-ki-ta |
9 ударов | Ta-ka-dhi-mi-ta-ka-ta-ki-ta |
Краткое описание адеву:
Tattadavu (таттадаву) - простые удары ногами в пол, по 1 удару каждой ногой по 2 и так далее.
Nattadavu (Villadavu) - отведение выпрямленной ноги вперед или в сторону в различных вариациях: с наклоном и без, с различными движениями рук.
Parval adavu (Парваль адаву, Ta Tei Tei Ta adevu, Mardita, Marthitha, Visharu, Pakkaadavu) - "пространные" адеву, благодаря которым танцовщица смещается в сторону на 2 и более шага, сопровождается интеерсными широкими, размашистыми движениями рук.
Kudittu Mettu (kuthitha Mettu, Кудитту метту) - запрыгивание на полупальцы, чередуемое с опусканиями пяток в быстром темпе.
TeiYaTeiYi adevu (Sarika adevu, ТейяТейи адеву, Ettuadevu) - редкое адеву, прикотором не нужно сидеть в араманди (в позиции "низко к полу"), а танцевать на выпрямленных ногах.
Ta Tei Ta Ha (ТаТейТейХа адеву, Kuttadavu, Ettuadevu) - адеву с небольшими по амплитуде но координационно сложными движениями рук и ног.
Uthplavana adevu(Утпхлавана адеву, Paaichal Adavu, thalagu) - прыжковые комбинации движений.
Sarukkal Adavu (саруккаль адеву, Skhabta adevu) - "скользящее" адеву, танцовщица проскальзывает из глубокого приседа (мураманди) в гаруда - манда (в выпад), тогда как руки осуществляют широкие движения.
Ta Tei Tam Dit Tei Tei adevu (таТейТамДиДиТей адеву, Sutral adevu) -очень красивая комбинация движений, включающие резкое опускание в мураманди, перескоки в сторону и обратно.
Ta Tei Datta adevu (ТаТейДаТа адеву, Sarukkal adevu, Skhabta adevu) - адеву, при которых танцовщица резко выходит в эффектные ассиметричные позы.
Mandi Adavu (манди адеву) - связывает движения в глубоком приседе (позиции мураманди)
Tattu mettu adevu (Thattimetti adevu, Татту метту адеву) - отбивание различных ритмов (3,4,5,7,9 ударов), как пяткой, так носком (в отличие от таттадаву, где удары делаются только пяткой).
Tirmana adevu (Thirmanam adevu, Teermanamadevu, Makuta adevu) - красивые и эффектные отчасти благодаря быстроте композиции, которыми обычно заканчиваются части танца. То есть это, как правило, кульминационнае комбинации движений, после которых танцовщица набирается сил для следующей части танца, проходя по сцене или начиная "рассказ" с помощью жестов.
Ta Tei Tam adevu (таТейТам адеву, Korvai adevu, Kovai adevu, Sutral adevu) - красивые комплекты движений с однотипным началом.
Вы можете изучать разные аспекты индийского танца не только очно, а ещё и дистанционно - занятия онлайн по любой тематике, подробнее...
Адаву, для которых подходит ритм Aadi taala (Аади) | Laghu | Drutam 1 | Drutam 2 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Tattadavu (таттадаву) -1 ударов | Tai Ya | Tai | Tai Ya | Tai | Tai Ya | Tai | Tai Ya | Tai |
Tattadavu (таттадаву) -2 ударов | Tai Ya | Tai | Tai Ya | Tai | Tai Ya | Tai | Tai Ya | Tai |
Tattadavu (таттадаву) -3 ударов | Tai Ya | Tai Ya | Tai | Tai Ya | Tai Ya | Tai | - | - |
Tattadavu (таттадаву) -4 ударов | Tai Ya | Tai Ya | Tai Ya | Tai | Tai Ya | Tai Ya | Tai Ya | Tai |
Tattadavu (таттадаву) -5 ударов | Tai Ya | Tai Ya | Tai Tai | Tam | Tai Ya | Tai Ya | Tai Tai | Tam |
Tattadavu (таттадаву) -6 ударов | Tai | Tai | Tat | Taa б/уд | Tai | Tai | Tam | - |
Tattadavu (таттадаву) -7 ударов | Tai | Tai | Tat | Taa | Tai | Tai | Tam | - |
Nattadavu (Villadavu) | Tai yum | Tat tha | Tai yum | Ta ha | Tai yum | Tat tha | Tai yum | Ta ha |
Parval adavu (Парваль адаву, Ta Tei Tei Ta adevu, Mardita, Marthitha, Visharu, Pakkaadavu) | Ta | Tai | Tai | Tat | Dhit | Tai | Tai | Tat |
Kudittu Mettu (kuthitha Mettu, Кудитту метту) | Tai | Hath | Tai | Hi | Tai | Hath | Tai | Hi |
TeiYaTeiYi adevu (Sarika adevu, ТейяТейи адеву, Ettuadevu) | Tai | Ya | Tai | Yi | Tai | Ya | Tai | Yi |
Ta Tei Ta Ha (ТаТейТейХа адеву, Kuttadavu, Ettuadevu) | Tat | Tai | Ta | Ha | Dhit | Tai | Ta | Ha |
Ta Tei Tam adevu (таТейТам адеву, Korvai adevu, Kovai adevu, Sutral adevu) | Tat | Tai | Tam | - | Dhit | Tai | Tam | - |
Uthplavana adevu(Утпхлавана адеву, Paaichal Adavu, thalagu) | Tat | Taiyum Tat | Taa | Tai | Dhit | Taiyum Tat | Taa | Tai |
Sarukkal Adavu (саруккаль адеву, Skhabta adevu) | Tai - Tai | Tat Ta - | Dhit - Tai | Tat Ta - | Tai - Tai | Tat Ta - | Dhit - Tai | Tat Ta - |
| | | | | | | | |
Адаву, для которых подходит ритм Rupaka taala (Рупака) | Drutam | | Laghu | | | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Tattadavu (таттадаву) -8 ударов | Tai | Tai | Tai | Tai | Dhit Dhit | Tai |
Tattadavu (таттадаву) -8 ударов - другой вариант | Tai | Tai | Tai | Tai | Ta Ka Dhi Mi | Ta Ka Jho Nu |
Mandi Adavu (манди адеву) | Taang Gidu | Tat Tat | Dhin Na | Taang Gidu | Tat Tat | Dhin Na |
Sarukkal Adavu (саруккаль адеву, Skhabta adevu) | Taang Gidu | Tat Tat | Dhin Na | Taang Gidu | Tat Tat | Dhin Na |
Makuta, Tirmana, Thirmanam, Teermanam - 1 вариант | Ta | Hatha | Jhaum | Tari | Ta | - |
| Jhaum | Tari | Jakka | Tari | Tai | - |
Makuta, Tirmana, Thirmanam, Teermanam - 2 вариант | Tadhing | Gina | Tom - | Takka | Tadhing | Gina |
| Tom - | Takka | Dhikku | Tadhing | Gina | Tom - |
Makuta, Tirmana, Thirmanam, Teermanam - 3 вариант | Kitta | Takka | Dhari | Kitta | Tom - | - - |
| Tak - | Ka - | Kitta | Takka | Dhari | Kitta |
| Tom - | - - | Tak - | Ka - | Dhik - | Ku - |
| Kitta | Takka | Dhari | Kitta | Tom - | - - |
Смотрите другие статьи Divadance об индийских танцах, много видео indian dance есть в разделе Видеоклассификатор Divadance, плюс Фотогалереи индийских танцев
Вы можете изучать разные аспекты индийского танца не только очно, а ещё и дистанционно - занятия онлайн по любой тематике, подробнее...
Елена Стеценко
Как изучить значение хаст в индийском классическом танце.
Танцевальная студия Диваданс (Divadance) - школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha
© 2005 by Zhuzha