пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)
Классический индийский танец — это не искусство сурдоперевода! Танцовщица не должна «переводить» на язык жестов рук и пальцев («хаст») текст песни. Предполагается, что зритель не глухой и текст песни слышит. Вводимые танцовщицей жесты призваны перекликаться с текстом песни, художественно и эмоционально их подчеркивая.
Если шлоки, пушпанджали еще исполняются на санскрите, то многие другие танцевальные номера — на языке индийского штата. И зрителям в Индии текст понятен. Да, увы, он непонятен нам, и это создает проблемы для популяризации классического индийского танца в России.
Наверное, большинство знают, но на всякий случай, кратко укажу. Хаста — это каноническая позиция рук и пальцев, имеющая название на санскрите. Переводится как «печать», что связано с древней историей использования хаст. Жрецы практиковали складывание хаст в конце молитвы, чтобы «запечатать» всё благое, созданное в процессе религиозного ритуала. Так как одним из основных понятий индуизма является сохранение чистоты. Как бы в сосуде. «Печать» — защищает сосуд, сохраняя содержимое. Позиции ног описаны в отдельной статье.
У каждой хасты много значений. И это не значит, что танцовщица может выставить просто руку в нужном соединении пальцев лицом к зрителю, и он сам додумает, что именно сейчас она значит, выбирая среди разных значений.
Чтобы использовать конкретное значение хасты, нужно её правильно использовать. Например, в поднятом над головой положении эта хаста будет значить одно, в вытянутом вперед — другое, а вместе с другой хастой левой руки — третье. И так далее.
Для этого существует такое упражнение как «винийога хаст» (hasta viniyoga). Так как её часто делают с вокалом и под инструментальное сопровождение, то неискушенному зрителю может показаться, что это такой танец. Но это не так. Вини йога хаст — это пропевание (или проговаривание) всех значений данной хасты. То есть танцовщица показывает хасту в положении, соответствующем, например, понятию «лес» и поет «лес» и так далее. Порядок и комплект пропеваемых слов традиционен и не меняется. Конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В этой статье есть видео, и Вы на их примере можете сразу понять, как это выглядит.
Как запомнить цепочку слов, никак не связанных ни логически, ни ритмически? Задача трудная. Вы в школе учили иностранный алфавит? Сейчас сможете воспроизвести? Наверняка, захочется пропеть, а не просто сказать, да? Вы потому и запомнили его, потому что пели в классе. Распевки запоминаются на года и усваиваются быстро. Разучивая и исполняя винийогу, пойте ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! Даже если Вам медведь на ухо наступил и ещё потом не раз по нему прошелся. Вам не придется исполнять винийогу на сцене. Это — не концертный номер. Если Вы будете петь — то легко и навсегда запомните значения. Если не запоёте — намучаетесь учить, да ещё и забудете её быстро. Пропетая винийога «застревает» в памяти. На своих занятиях в Диваданс убеждаюсь в этом регулярно. Даже если вы не сможете через год её вспомнить и пропеть, значение тех или иных положений останутся у Вас в памяти, станут Вашим танцевальным словарем и будут легко всплывать в памяти, когда вам понадобится воплотить то или иное слово в танце.
Некоторые винийогу просто проговаривают — кто-то медленно, кто-то быстро. Но чаще пропевают — мы уже разобрали, почему эффективнее петь.
Насчет мотива тоже могут быть варианты: некоторые поют все винийоги на один мотив. И даже могут пропеть всё по всем хастам подряд. Другие стараются внести разнообразие в мелодию. Поэтому, встретив вини йогу одной и той же хасты с разной мелодией распевки, не делайте скоропалительных выводов, что одна из них «неправильная».
В разных школах одного и того же стиля некоторые жесты могут варьироваться. В одной школе покажут так, а в другой — немного по-другому. Отличия небольшие и логику не нарушают, но они всё-таки есть и к ним нужно быть готовым. Посмотрите разные винийоги. Их много на ютьюбе.
В разных стилях индийского классического танца винийоги отличаются уже сильнее. Да, например, «молния» и в катхаке, и в бхаратанатьям показывается очень похоже, даже одинаково, а другие понятия уже различаются. Я даже не рекомендую брать винийоги родственных стилей. В кучипуди и бхаратанатьям винийоги отличаются существенно.
Написана винийога на санскрите. Поют её часто на санскрите даже те, кто на этом языке ни слова не знают. Когда на санскрите винийогу поет индийская танцовщица, которая знает много поэм на санскрите наизусть и обладает понятиями этого языка, это одно дело. А когда на санскрите пытаемся её выучить мы — то получается почти бесполезное действие.
Какой смысл петь и учить её на санскрите, если это не поэма, не шлока или какой-либо вообще танец, который может исполняться на сцене и имеющий поэтическое содержание. Нельзя назвать литературным произведением текст: «павлин, лиана, птица, тошнота, расчесывать, ставить тилаку...» и т. п. Винийога — это цепочка значений, которую нужно запомнить и связать с тем или иным положением конкретной индийской хасты. Потому и петь её надо на своем языке — тогда Вы можете всегда вспомнить, как сложить пальцы и руки, чтобы воплотить нужное понятие на сцене.
Кроме пропевания всех значений одной хасты есть еще пропевание всех хаст без специфических положений. В винийоге асамьюта хаста (хаст одной руки) танцовщица складывает перед грудью последовательно все хасты одной руки, пропевая только их названия. То же — и с самьюта хастами (хасты двух рук). Это - тоже винийоги, но не значений хаст, а пробегание по их названиям. Поэтому, высматривая винийоги на ютьюбе, набирайте не «hasta viniyoga», а «alapadma hasta viniyoga» и т. п. То есть добавляйте название конкретной хасты, иначе получите только пропевки названий хаст.
Смотрите конкретные винийоги - раздел статей о бхаратанатьям с винийогами разных хаст
Вы можете изучать разные аспекты индийского танца не только очно, а ещё и дистанционно - занятия онлайн по любой тематике, подробнее...
Удачи и успехов вам в освоении индийского классического танца!
Автор статьи: Елена Стеценко
Статья опубликована 22 ноября 2016г - Divadance
Танцевальная студия Диваданс (Divadance) - школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha
© 2005 by Zhuzha