пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)
Существенные отличия культуры Южной Индии от культуры северных штатов имеют исторические предпосылки.
До 1 500 лет до нашей эры индийский полуостров заселяли шумеры. Шумерскую цивилизацию вытеснило слияние цивилизации дравидийских народов и индоариев. Индоарийские народы пришли со стороны Европы, смешавшись с народами дравидов, населявших тогда Южную Индию. Тогда и сформировалась основа культурных ценностей, религия индуизм и основные понятия, определившие ход дальнейшего развития искусства и социальных взаимоотношений народов Индостана.
Особенность полуострова Индостан, в том, что почти со всех сторон он защищен от соседних стран. С южной, юго-западной и юго-восточной стороны это - Индийский океан. С северо-восточной стороны Индию защищает Тибет и прилегающие к нему горы. Тогда как с северо-западной стороны пусть в Индостан практически открыт. И через эти ворота в разные исторические эпохи в Индию внедрялись соседние племена с враждебными намерениями. Так в 7 веке нашей эры туда пришли монголы, принеся с собой персидскую культуру и религию ислам. В результате северные штаты Индии, особенно это сильно видно в северо-западных штатах, получили наибольшее вливание иноземной культуры, что отразилось и в их искусстве. В архитектуре, музыке, танце сильны черты влияния персидской культуры. Тогда как до южных земель не все завоеватели могли добраться. И даже если они в какой-то момент добирались, то потом быстрее теряли там свое влияние.
В результате, чем северо-западнее штат Индии, тем более влияние персидской культуры. Чем южнее, тем это влияние меньше и мы видим индийскую культуру в наиболее аутентичной форме, если так можно выразиться. Так как смешение персидской и индийской культуры происходило на стыке 1-го и 2-го тысячелетия, т.е. уже довольно давно, то это не значит, что мы можем считать штаты, где это смешение произошло, неиндийскими или отчасти неиндийскими. Это тоже индийская культура, но благодаря взаимодействию с персидской, приобретшая другие черты. Так как Тамил Наду - практически самый южный штат Индии, то там это влияние практически полностью отсутствует.
Как мы могли видеть в классических танцах, северная классика (катхак) - это танцы на выпрямленных ногах и с мягкими руками и, как правило, пальцы склеены друг с другом, кисть гибкая. Тогда как в классических танцах Южной Индии (бхаратанатьям, кучипуди, мохиниаттам) движения исполняются на полусогнутых ногах, пальцы напряженные, принимающие хасты катакамука, алападма (пальцы фактически растопырены).
Народный танец поддается влиянию классического танца плюс классический развивается, подчиняясь тем же историческим условиям, что и народный. Так и в народных танцах Южной Индии мы видим полусогнутые ноги. Видим растопыренные пальцы, напоминающие нам жест алападма, или же собранные вместе указательный, средний и большой, похожий на жест катакамука.
Преобладают движения бедер. Они не так похожи на восточные, арабские танцы, как мы можем это увидеть в более северных штатах. Иногда даже, слушая южно-индийскую музыку и смотря на южно-индийский танец, может показаться, что он похож на полинезийский. Настолько он отличается от танцев северной Индии. А именно: бедра чаще не смещаются вправо, влево, а перекашиваются, поворачиваясь, как будто, чтобы делать восьмерку. Движения при этом энергичные, быстрые, и чаще "мелкие". При этом одно из колен часто разворачивается в сторону, другое - на зрителя, образуя в ногах треугольник. Такие положения ног, как и многие другие движения, ориентированы на то, чтобы, как и в классическом танце, раскрыть передние складки, ткани, которые могут иметь другой цвет. Так игра с костюмом украшает танец.
Смотрите другие статьи об индийских танцах, много видео indian dance есть в разделе Видеоклассификатор Divadance, плюс Фотогалереи индийских танцев
Удивительная особенность танцевальной культуры Индии: несмотря на различия в штатах, есть общие формы, общие подходы и общие предметы, которые вы можете увидеть в танцах самых разных штатов, пускай и очень сильно отличающихся по движениям. Использование палочек мы уже встречали в гуджаратских танцах (уже описанных в статьях Divadance), в остальном пластически ничем не напоминающих тамильские. Тамильский танец с палочками обычно имеет эмоционально праздничную окраску и призван восхвалять радость жизни и благополучие. Исполняется женщинами на праздниках всякого рода и всегда с положительными эмоциями. Женщины стучат палочками друг об друга, правой о левую, левой о правую. Плюс также разбиваются на пары, в процессе передвижения меняются друг с другом местами, скрещивают свои палочки друг с другом. Могут, подскакивая, делать круги, при этом одной рукой они сцепляются друг с другом, а другой рукой, держа палочки, бьют их о палочки партнерши. Могут все вместе продвигаться по большому кругу, при этом образуя два кольца, которые движутся в противоположных направлениях: стучат палочками о палочки партнерши (каждый раз встречая новую партнершу).
Есть сложная разновидность этого танца, когда палочки привязываются к лентам, а ленты прикрепляются к верху длинного шеста в середине танцевального пространства. Во время движения танцоры продвигаются по кругу этого шеста, некоторые по часовой стрелке, некоторые против. Двигаясь, они сплетают узоры, обходя друг под друга. Все это требует продуманности, иначе не получится сложного узора. Единственное неправильное движение и ошбика непоправима.
Танцы с сосудами, наполненными водой. Их еще часто украшают цветами. Такой танец посвящается богине Мариамман, отвращающей бедствия, устраняющей препятствия.
Танцы с использованием бамбуковых конструкций. Интересные сооружения в виде буквы "П" из бамбуковых стеблей, цветов и павлиньих перьев берут танцовщицы и танцовщики в руки (каждый - по одной такой конструкции) и поднимают вверх полусогнутыми руками. С ними они скачут по сцене либо по пространству, выделенному для праздника. Обычно такой танец наполнен радостью, потому, что он призван развлечь людей, позитивно настроенных на праздник. Сначала они скачут медленно, потом ускоряются и ускоряются буквально до неистового темпа. Эти конструкции могут быть также созданы и на их головах и укреплены. Посвящены они сыну Шивы богу Муругану.
А еще в тамильских танцах часто имитируют павлина. Павлин, как мы все знаем, у нас ассоциируется с Индией. Птица, которая живет в Индии, которых в Индии разводят. Принадлежность дворцов и князей различного времени. Павлин для индусов - животное священное и с ним связаны намного более приятные ассоциации и символы, чем у других народов. Самая популярная птица в отношении фольклора: вокального, танцевального и т.п.
Иногда делают то, что мы называем "ростовыми куклами", в виде павлина. Такую конструкцию танцовщик одевает на себя, она имитирует корпус павлина и еще сзади к нему могут прикрепляться большие фактурные перья. На праздниках танцоры скачут, бегают или чинно ходят, изображая павлина.
Либо же элементы сходства с павлином придаются с помощью атрибутов, аксессуаров. Например, поверх юбки танцовщицы сзади надевается такая накидка, на которую прикреплены перья павлина или она делается из ткани, раскрашенные под павлин и другие материалы, имитирующие хвост павлина. Такой "передник" который одевается не вперед, а назад. В процессе танца танцовщица захватывает края этого передника, поднимая его вверх, получается, что как будто бы за головой у танцовщицы раскрывается большой павлиний хвост. Раскачивая таким хвостом, танцовщица ходит, исполняет разные элементы. Чем шире хвост, тем легче ей развести руки в стороны и тем больше движений она сможет сделать.
Часто в таких танцах проскакивают элементы южных классических танцев, например бхаратанатьям. Или в рамках бхаратанатьям Вы можете увидеть "танец павлина".
Классический индийский танец бхаратанатьям (много статей по этому стилю смотрите здесь...)
"Павлин"
Этно-вечеринка "Азрар" - март 2011г.
Хореограф Стеценко Елена
т.е. блуза с короткими рукавами и юбка вроде солнце-клёша. Она может быть совсем длинной, как в других штатах, может быть немного короче, бывает даже до середины пространства между коленом и голеностопным суставом. К этому добавляется прозрачный платок из ткани вроде шифона, который заматывается так, как если бы он был частью сари, т.е. прикрепляется к левому бедру, проходит сзади справа, а затем спереди, перекидывается на левое плечо. Там он закрепляется к чоли и дальше его проводят по спине и накрест имеющейся драппировке спереди, чтобы заткнуть за пояс слева. Получается, что с помощью такой композиции, вроде как имитируется сари, но при этом снизу получается не множество складчатой ткани, которая мешала бы двигаться, а свободная расклешёная юбка. И если в северных штатах конец сари часто оставляют распахнутым, и используют это как элемент в движении, то в южных, как правило, заводят, как я описывала, вперед и затыкают за пояс. Благодаря тому, что шифоновая ткань тонкая, это не создает плотной драпировки и не выглядит так, как это выглядит в северных штатах.
Например, юбка, в которой сверху есть кокетка. Кокетка достаточно широкая, похожая на тот самый платок, который одевается поверх юбки либо штанов в кучипуди или бхаратанатьям. Как правило, он отличается по цвету от остальной ткани юбки. Юбка в таком случае умеренно свободная. Или же поверх такой юбки повязывается платок, который не является частью юбки, как кокетка, а одевается поверх. Такая юбка, как правило, бывает короткая, до колена или чуть ниже.
Иногда мы видим драпировку "дхотти" из тонкой ткани, чтобы не создавалось лишней складчатости и объема в области бедер. Драпировка делается только до колена. Получается, что что-то вроде шорт или капри. К такому костюму обычно лиф делается минимальный, он скорее напоминает расширенный лифчик, чем сокращенную блузу, но при этом он исполняется из достаточно плотных материалов и выглядит рельефно.
Как сделать костюм для бхаратанатьям.
Сплошь и рядом танцовщиц украшают цветами. Гривна, одеваемая на голову танцовщицы, имеет дополнительные фрагменты, которые отводятся вправо и влево по линии роста волос или параллельно ей. Такая же гривна одевается и при исполнении классических южных танцев, эта форма призвана отождествлять 4 стороны света (3 длинных линии гривны и короткая подвеска на лоб образуют крест).
Автор статьи: Елена Стеценко
Статья опубликована 8 ноября 2013г - Divadance
Танцевальная студия Диваданс (Divadance) - школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha
© 2005 by Zhuzha