пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)
народный танец штата Гуджарат. Время традиционного исполнения - осенний праздник Навратри - поклонение богине Дурге/ Амбе/ Шакти/ Парвати в течение 9 ночей. Праздник посвящен матери-земле, привязанк периоду сбора урожая и окончанию работы в поле. Прославляет плодородие. Этим понятием (дандия-рас) называют и конкретный танец, и целое представление. В любом случае главной составляющей, как танца, так и представления, являются танцы Кришны с "гопи" (пастушками). Часто можно увидеть Кришну и Радху в центре, а гопи образуют круг вокруг них или встают полукругом, образуя фон для этой пары. Если они образуют полный круг, то могут двигаться по кругу. Кришна и Радха выражают друг другу свои взаимные симпатии, а остальные пастушки (их и называют "гопи") радуются за влюбленных. Такая форма распространена в сценических вариантах дандия-рас.
Кроме сценических танцев есть еще и истинные народные танцы: исполняемых всеми желающими на празднике, а не танцорами на сцене. В них можно увидеть как чисто женские танцы, так и смешанные. Танцующие формируют круги и ему подобные фигуры, перестраиваясь из одной фигуры в другую. Танцы штата Махараштра
Одной из самых характерных черт этого танца - использование палочек. Ими ударяют друг о друга, о палочки партнеров как стоя, так и сидя. Ударяют самым разнообразным образом.
пожалуй, самый популярный распространяемый народный танец Гуджарата. Также исполняется в праздник Навратри. В этот период играется много свадеб. Горбха - в переводе "зародыш". Так что танец связан с прославлением плодородия, как и сам праздник. Только в данном случае подразумевается плодородие не плодово-овощных культур, а пополнение семейства. Что не удивительно, так как в Индии понятие плодородия подразумевает не только успешность сельхоз-работ, как у нас, а плодородие во всех его проявлениях. В песне невесте желают много детей, хороший, богатый благополучный дом, прославляется ее красота и иные достоинства.
Исполнителей может быть очень и очень много. Женщины танцуют в сари. Главная отличительная особенность этого танца: хлопанье в ладоши, продвигаясь по кругу и одновременно вращаясь вокруг своей оси. Это обращение одновременно вокруг двух осей: своей и центра круга и создает неповторимую красоту танца. Конечно, есть и другие варианты движений с теми же хлопками, которые являются вариациями вышеописанного движения.
Возможны и такие варианты: женщины держат на голове глиняные горшки, внутри которых светящиеся лампы. Вообще, глиняный горшок - символ чрева. А наполненность водой или зажженный свет внутри горшка - все тот же зародыш. Тоже хвала плодородию. В боковых стенках кувшина могут быть отверстия, чтобы можно было увидеть этот свет. В качестве атрибутов также используются подносы, палочки. Если танцуют мужчины, то танец называют Гарби / Garbi.
-форма танцевальной драмы штата Гуджарат. Это - не совсем танец. Основным в бхаваи является жестикуляция, пропеваемый веселый текст, а танец лишь дополняет это веселое представление. Чаще исполняют мужчины. Они могут добавлять к вышеописанному жонглирование, акробатика, то есть демонстрацию своей силы и ловкости.
Танцы Гуджарата часто можно узнать по типичным шагам гарбы. Шаги сопровождаются хлопками и размашистыми движениями рук (с помощью которых и осуществляются хлопки). Плюс наклоны корпуса. Шаги гарбы могут быть не только в танце гарба, они появляются и в различных смешанных танцах. Они могут здорово варьироваться, видоизменяться, дополняться движениями бедер, использованием палочек и пр.
Если в раджастханских танцах женщины престает перед нами "павой", выражаясь русскими понятиями. Она мягкая, движения ее текучие, переливающиеся, то в гуджаратских танцах мы видим больше кокетства, легкость перемещения, особенно благодаря небольшим подпрыгиваниям (в том числе в шаге гарбы и родственных ему движениях). Танцы штата Пенджаб
Типичные варианты: сари или линга чоли (юбка + блуза). Сари одевают в манере "гуджарати" - наматывают на тело в направлении, противоположному обычному, в результате чего расшитый конец сари (палу) перекидывается вперед через грудь и прижимается к талии поясом. Узнаваемая особенность гуджаратских костюмов: мелкие плотные узоры на ткани - (видно на видео Диваданс внизу).
стоит посмотреть болливудский фильм " Навеки твоя / Hum Dil De Chuke Sanam" 1999г. В первой половине героиня Ашварьи Рай разъясняет и показывает герою в исполнении Салмана Кхана, что такое бхаваи и гарба. Плюс можно увидеть фрагмент гарбы на семейном торжестве и яркий сценический номер во второй половине фильма на основе шагов гарбы. В этом же фильме - самый знаменитый танцевальный номер Айшварьи в кино: "Nimboda", где тоже легко узнаются черты гуджаратских танцев. Без его перетанцовывания движение в движение, увы, не обходится большинство конкурсов по индийскому танцу. Так что посмотреть стоит.
Из современных - новый фильм Санджая Лила Бхансале (кстати, "Навеки твоя" - тоже его фильм) - "Рам и Лила: под свист пуль / Goliyon Ki Rasleela Ram-Leela". Вольная интерпретация "Ромео Джульетты" со всемы вытекающими из этого последствиями. Танцы сложны, интересны, обязательно посмотрите. Их и на ютьюбе легко найдете.
Автор статьи: Елена Стеценко
Шалунья - индийский танец с палочками - на основе гуджаратаских танцев
отчетный концерт "Диваданс" в большом концертном зале Мюзик-Холла в мае 2016г.
Хореограф Елена Стеценко
Индийские болливудские танцы на основе танцев штата Гуджарат, в т.ч. танца "гарба" ("гарбха"), дандия-рас
"Ты - только мой!"
отчетный концерт "Диваданс" в большом концертном зале театра-фестиваля "Балтийский Дом" 29 мая 2011г.
Хореограф Стеценко Елена
Смотрите другие статьи Divadance об индийских танцах, много видео indian dance есть в разделе Видеоклассификатор Divadance, плюс Фотогалереи индийских танцев
Статья опубликована 7 ноября 2011г - Divadance
Танцевальная студия Диваданс (Divadance) - школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha
© 2005 by Zhuzha