пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)

танцевальная студия в Санкт-Петербурге Divadance - Дива данс

Индийские танцы - штат Пенджаб: бхангра и другие

 

 

Как говорят и пишут многие, Пенджабские женщины славятся своим боевитым характером: они могут наградить обидчика не только словом, но и пощечиной, они не ходят, стыдливо опустив глаза, а при осаде их городов в далекие времена многие предпочитали смерть пребыванию в гареме.
Пенджаб - этот штат, где женщины почти не носят сари (влияние мусульманской культуры, принесенной монголами, правившими этой страной тысячу лет).

 

 

Типичная одежда женщин - сальвар-камиз (или шальвар-камиз, что одно и то же). Камиз - это короткое платье или длинная блуза - смотря как смотреть. Длинной может быть и до колена, а может быть чуть ниже бедер. Шальвары могут быть узкими, как легинцы, а могут быть свободными, но сужающимися к лодыжке. К такому костюму полагается тонкий платок-шаль, называемый "дупатта". Похож на наши шифоновые палантины. По краю этого платка может идти, отяжеляющий его декор: вышивка и др.

 

 

Танцы Пенджаба очень зажигательны. Они полны энергии, искрометны, задорны, иногда носят соревновательный характер. Конечно, есть и плавные лиричные танцы у женщин, но, все же главный женский танец гидда является, по сути, аналогом мужского танца "бхангра" и соответствует его зажигательному характеру.

 

 

 

Индия с юго-запада и юго-востока окружена океаном, а с северо-востока - труднопроходимыми Гималаями. Получается, что для тех или иных завоевателей, покушавшихся успешно или неуспешно завоевывать индийские земли, только северо-запад был доступен для проникновения. А это - именно Пенджаб. Поэтому жители штата часто бились с желающими проникнуть туда народами, культура этого штата сильнее других приняла в себя элементы персидской культуры, принесенные монголами, правившими в Индии тысячу лет. И именно через эти "ворота в Индию" в эту страну проникло мусульманство. Поэтому в пенджабской культуре отразилось взаимодействие с соседними народами. Танцы Махараштры

Что такое болливудские танцы

 

Бхангра (Bhangra)

 

самый известный из пенджабских танцев, фактически - это гордость и символ этого штата. Во-первых, бхангра - это целый пласт культуры. Это - музыка с узнаваемым синкопированным ритмом. Кстати говоря, на рубеже 20-го и 21-го столетий западные музыканты, как индийского, так и неиндийского происхождения обратились к этой музыке, создав на время очень популярное направление в музыке. "The Elephunk Theme" одно время каждый день звучала на улице и дискотеках. А с ней и основные хиты группы лондонских индийцев - Panjabi MC (альбомы 2002, 2003гг.).

 

Когда под музыку бхангры танцуют мужчины, то танец так и называется "бхангра", если женщины - гида, или гидха.
Начнем с мужского танца "бхангра". Одну из ключевых ролей играет "дхолак" - барабанщик, играющий на своем инструменте в центре танцующих. Видели, наверное, в фильмах одного - двух барабанщиков в центре группы танцующих с крупными барабанами, с показа которых начинается музыкальный номер. Музыка может быть сначала средней по темпу, но потом постепенно ускоряться, но это - необязательно. Аккомпанемент из барабанов дополняет пение импровизированных остроумных куплетов, называемых "боли" или "дхола". Танцующие подпевают присказки "ух-ух", "бале-бале" и т.д. В начале нового куплеты меняют направление движения.

 

Танец постепенно становится все активнее и активнее, круг танцующих расширяется, в центр выходит пара танцующих, показать на что способны, затем возвращаются в круг и выходят следующие и так далее. Что, по сути, похоже на перепляс в русской культуре и баттл в клубной современной. Цель бхангры - посоревноваться в умении делать особенные "выкрутасы", показать выносливость и физическую силу. Поэтому в бхангре много акробатических трюков, подскоки, пируэты, прыжки. Танцор может танцевать на коленях, а на его плечах танцует другой человек. Танцоры могут образовывать сложные групповые фигуры, залезая друг другу на плечи, и при этом еще и танцуя. Самое характерное не акробатическое, а "чисто танцевальное" движение - подергивание плечами - одновременное опускание плеч вниз, как бы встряхивание плечами. Часто можно увидеть хлопанье, щелканье пальцев. Все движения резкие и отрывистые.

 

Одежда танцоров бхангры и барабанщика дхолака помогает вкупе с характерным ритмом легко распознать бхангру в болливудских фильмах. Короткая красочная, нередко блестящая расшитая жилетка одета на свободную длинную белую рубаху. Широкие лунги (такая мужская драпировка вместо штанов), а на голове яркий тюрбан с выведенным набок веером из той ткани, что составляет сам тюрбан.

 

Сначала целью бхангры было празднование сбора урожай, но затем ее стали исполнять на свадьбах, затем и на Новый Год и другие праздники. Потому в болливудских фильмах бхангра часто звучит на свадьбах, и не только пенджабских, так как эта культура распространилась за пределы этого штата.

 

 

 

Гидда (Gidda), гидха Giddah/Gidha/Giddha

 

женская версия Бхангры. Женщины здесь не отстают от мужчин, разве что акробатика отсутствует, но танец не теряет от этого своей живости и искристости. Танец может быть чисто групповым, может часть танца солировать одна из танцовщиц, тогда как остальные хлопают в ладоши и покачиваются, может солировать пара девушек, танцовщицы также могут соревноваться. А могут озвучивать содержимое "боли" - тех частушек, что поются во время танца. Как и бхангра гиду танцуют на сезонных праздниках (фестиваль ТИДЖ), на свадьбах и других праздниках.

 

У танцовщиц яркая одежда. Фасон - уже писанный сальвар-камиз и дупатта. Последняя находится обычно на шее, ею обычно не закрываются стыдливо и не проделывают обыгрывающих платок движений, так как это противоречит "боевому" духу танца. Самые типичные движения гиды - "припадания". Припадания на сдади стоящую ногу, при котором впередистоящая как бы немного отскакивает вперед. Также используется и припадание на впередистоящую ногу, которое нам ближе, потому что оно есть и в славянских танцах. Могут быть чередования припаданий вперед и назад. Припадания назад создают тот "фон" движений, когда танцовщица прерывисто топчется на месте (или продвигается), подергивая бедром, тогда как руки варьируют движения. На занятиях в Диваданс я уже не раз отмечала, как гидхха поднимает настроение людям, заводит их "с полборота".

Гуджаратские танцы

 

Кикли (Kikli)

 

сальвар-камиз - одежда для танцев Пенджаба

 

женский пенджабский танец. Девушки парами берутся за руки и быстро кружатся, смеясь и резвясь. Может исполняться отдельно, а может быть составной частью гиды. Танцем призывается дождь на поля во время праздника Тееян (Teeyan). Когда кикли исполняется как отдельный танец, в него включаются и другие движения, которые танцовщицы исполняют, держась друг за друга попарно или по цепочке. Что, конечно, не мешает им также танцевать и по отдельности.

 

Kala Doriya /Kala doria

очень красивая пенджабская песня, которую часто сопровождают танцем. Doriya - это в переводе "лента", "полоска", Kala - черный цвет. Такая черная полоска из ткани может служить аксессуаром для волос, быт на шее (украшая ее, разумеется), а парни могут повязать ее в качестве пояса. Песня мелодичная со средним или средне-быстрым темпом. Поэтому в танце под эту песню сочетается активность пенджабских с танцев с плавностью и женственностью линий, продиктованных лиричностью мелодии. В фильме "Jeena marna tere sang" Раввина Тандон с танцевальной группой танцует под Kala doria на сцене.

 

Холла Мохалла (Hola Mohalla)

танец сигхов военного ордена Khalsa Panth, суть танца - демонстрация традиционных боевых искусств Сикхов. Хотя танец это напоминает лишь отдаленно. Скорее похоже на выступление занимающихся у-шу: вроде единоборство, но как такового сражения нет. В качестве вооружения могут присутствовать: мечи, копья, палки и пр.

 

 

Фильмы, действие которых связано с штатом Пенджаб

Похищенная (Pinjar) - особенно рекомендую, так как действие фильма характеризует главные события истории данного региона, связанные с разделением Индии и образованием Пакистана в середине 20-го века. Приэтом фильм очень красочный, современный и эмоциональный!
Непохищенная невеста (Dilwale Dulhania Le Jayenge)
Невеста и предрассудки (Bride and prejeduce)
Лондон намасте (Namastey London)
Эту пару создал Бог (Rab Ne Bana Di Jodi)
Беглецы (Gadar)
И прольется дождь (Barsaat)
Король Сингх (Singh Is King)
И в печали, и в радости (Kabhi Khushi Kabhie Gham...)

 

Автор статьи: Елена Стеценко


Смотрите другие статьи об индийских танцах, много видео indian dance есть в разделе Видеоклассификатор Divadance, плюс Фотогалереи индийских танцев


Статья опубликована 24 марта 2010г - Divadance

 


Танцевальная студия Диваданс (Divadance) - школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha
© 2005 by Zhuzha