пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)
Как говорят и пишут многие, Пенджабские женщины славятся своим боевитым характером: они могут наградить обидчика не только словом, но и пощечиной, они не ходят, стыдливо опустив глаза, а при осаде их городов в далекие времена многие предпочитали смерть пребыванию в гареме.
Пенджаб - этот штат, где женщины почти не носят сари (влияние мусульманской культуры, принесенной монголами, правившими этой страной тысячу лет).
Типичная одежда женщин - сальвар-камиз (или шальвар-камиз, что одно и то же). Камиз - это короткое платье или длинная блуза - смотря как смотреть. Длинной может быть и до колена, а может быть чуть ниже бедер. Шальвары могут быть узкими, как легинцы, а могут быть свободными, но сужающимися к лодыжке. К такому костюму полагается тонкий платок-шаль, называемый "дупатта". Похож на наши шифоновые палантины. По краю этого платка может идти, отяжеляющий его декор: вышивка и др.
Танцы Пенджаба очень зажигательны. Они полны энергии, искрометны, задорны, иногда носят соревновательный характер. Конечно, есть и плавные лиричные танцы у женщин, но, все же главный женский танец гидда является, по сути, аналогом мужского танца "бхангра" и соответствует его зажигательному характеру.
Индия с юго-запада и юго-востока окружена океаном, а с северо-востока - труднопроходимыми Гималаями. Получается, что для тех или иных завоевателей, покушавшихся успешно или неуспешно завоевывать индийские земли, только северо-запад был доступен для проникновения. А это - именно Пенджаб. Поэтому жители штата часто бились с желающими проникнуть туда народами, культура этого штата сильнее других приняла в себя элементы персидской культуры, принесенные монголами, правившими в Индии тысячу лет. И именно через эти "ворота в Индию" в эту страну проникло мусульманство. Поэтому в пенджабской культуре отразилось взаимодействие с соседними народами. Танцы Махараштры
самый известный из пенджабских танцев, фактически - это гордость и символ этого штата. Во-первых, бхангра - это целый пласт культуры. Это - музыка с узнаваемым синкопированным ритмом. Кстати говоря, на рубеже 20-го и 21-го столетий западные музыканты, как индийского, так и неиндийского происхождения обратились к этой музыке, создав на время очень популярное направление в музыке. "The Elephunk Theme" одно время каждый день звучала на улице и дискотеках. А с ней и основные хиты группы лондонских индийцев - Panjabi MC (альбомы 2002, 2003гг.).
Когда под музыку бхангры танцуют мужчины, то танец так и называется "бхангра", если женщины - гида, или гидха.
Начнем с мужского танца "бхангра". Одну из ключевых ролей играет "дхолак" - барабанщик, играющий на своем инструменте в центре танцующих. Видели, наверное, в фильмах одного - двух барабанщиков в центре группы танцующих с крупными барабанами, с показа которых начинается музыкальный номер. Музыка может быть сначала средней по темпу, но потом постепенно ускоряться, но это - необязательно. Аккомпанемент из барабанов дополняет пение импровизированных остроумных куплетов, называемых "боли" или "дхола". Танцующие подпевают присказки "ух-ух", "бале-бале" и т.д. В начале нового куплеты меняют направление движения.
Танец постепенно становится все активнее и активнее, круг танцующих расширяется, в центр выходит пара танцующих, показать на что способны, затем возвращаются в круг и выходят следующие и так далее. Что, по сути, похоже на перепляс в русской культуре и баттл в клубной современной. Цель бхангры - посоревноваться в умении делать особенные "выкрутасы", показать выносливость и физическую силу. Поэтому в бхангре много акробатических трюков, подскоки, пируэты, прыжки. Танцор может танцевать на коленях, а на его плечах танцует другой человек. Танцоры могут образовывать сложные групповые фигуры, залезая друг другу на плечи, и при этом еще и танцуя. Самое характерное не акробатическое, а "чисто танцевальное" движение - подергивание плечами - одновременное опускание плеч вниз, как бы встряхивание плечами. Часто можно увидеть хлопанье, щелканье пальцев. Все движения резкие и отрывистые.
Одежда танцоров бхангры и барабанщика дхолака помогает вкупе с характерным ритмом легко распознать бхангру в болливудских фильмах. Короткая красочная, нередко блестящая расшитая жилетка одета на свободную длинную белую рубаху. Широкие лунги (такая мужская драпировка вместо штанов), а на голове яркий тюрбан с выведенным набок веером из той ткани, что составляет сам тюрбан.
Сначала целью бхангры было празднование сбора урожай, но затем ее стали исполнять на свадьбах, затем и на Новый Год и другие праздники. Потому в болливудских фильмах бхангра часто звучит на свадьбах, и не только пенджабских, так как эта культура распространилась за пределы этого штата.
женская версия Бхангры. Женщины здесь не отстают от мужчин, разве что акробатика отсутствует, но танец не теряет от этого своей живости и искристости. Танец может быть чисто групповым, может часть танца солировать одна из танцовщиц, тогда как остальные хлопают в ладоши и покачиваются, может солировать пара девушек, танцовщицы также могут соревноваться. А могут озвучивать содержимое "боли" - тех частушек, что поются во время танца. Как и бхангра гиду танцуют на сезонных праздниках (фестиваль ТИДЖ), на свадьбах и других праздниках.
У танцовщиц яркая одежда. Фасон - уже писанный сальвар-камиз и дупатта. Последняя находится обычно на шее, ею обычно не закрываются стыдливо и не проделывают обыгрывающих платок движений, так как это противоречит "боевому" духу танца. Самые типичные движения гиды - "припадания". Припадания на сдади стоящую ногу, при котором впередистоящая как бы немного отскакивает вперед. Также используется и припадание на впередистоящую ногу, которое нам ближе, потому что оно есть и в славянских танцах. Могут быть чередования припаданий вперед и назад. Припадания назад создают тот "фон" движений, когда танцовщица прерывисто топчется на месте (или продвигается), подергивая бедром, тогда как руки варьируют движения. На занятиях в Диваданс я уже не раз отмечала, как гидхха поднимает настроение людям, заводит их "с полборота".
женский пенджабский танец. Девушки парами берутся за руки и быстро кружатся, смеясь и резвясь. Может исполняться отдельно, а может быть составной частью гиды. Танцем призывается дождь на поля во время праздника Тееян (Teeyan). Когда кикли исполняется как отдельный танец, в него включаются и другие движения, которые танцовщицы исполняют, держась друг за друга попарно или по цепочке. Что, конечно, не мешает им также танцевать и по отдельности.
очень красивая пенджабская песня, которую часто сопровождают танцем. Doriya - это в переводе "лента", "полоска", Kala - черный цвет. Такая черная полоска из ткани может служить аксессуаром для волос, быт на шее (украшая ее, разумеется), а парни могут повязать ее в качестве пояса. Песня мелодичная со средним или средне-быстрым темпом. Поэтому в танце под эту песню сочетается активность пенджабских с танцев с плавностью и женственностью линий, продиктованных лиричностью мелодии. В фильме "Jeena marna tere sang" Раввина Тандон с танцевальной группой танцует под Kala doria на сцене.
танец сигхов военного ордена Khalsa Panth, суть танца - демонстрация традиционных боевых искусств Сикхов. Хотя танец это напоминает лишь отдаленно. Скорее похоже на выступление занимающихся у-шу: вроде единоборство, но как такового сражения нет. В качестве вооружения могут присутствовать: мечи, копья, палки и пр.
Похищенная (Pinjar) - особенно рекомендую, так как действие фильма характеризует главные события истории данного региона, связанные с разделением Индии и образованием Пакистана в середине 20-го века. Приэтом фильм очень красочный, современный и эмоциональный!
Непохищенная невеста (Dilwale Dulhania Le Jayenge)
Невеста и предрассудки (Bride and prejeduce)
Лондон намасте (Namastey London)
Эту пару создал Бог (Rab Ne Bana Di Jodi)
Беглецы (Gadar)
И прольется дождь (Barsaat)
Король Сингх (Singh Is King)
И в печали, и в радости (Kabhi Khushi Kabhie Gham...)
Автор статьи: Елена Стеценко
Смотрите другие статьи об индийских танцах, много видео indian dance есть в разделе Видеоклассификатор Divadance, плюс Фотогалереи индийских танцев
Статья опубликована 24 марта 2010г - Divadance
Танцевальная студия Диваданс (Divadance) - школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha
© 2005 by Zhuzha