пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)

танцевальная студия в Санкт-Петербурге Divadance - Дива данс

Что такое солукатту и как его используют в классическом индийском танце

 

 

Солукатту — распространенный элемент индийской классической музыки, который постоянно фигурирует в индийских классических танцах. Поэтому необходимо разобрать, что это такое и какие его использования действительно важны для танцовщицы, а какие нет.

 

 

Голос — тоже музыкальный инструмент

 

В любой музыкальной культуре есть традиции солирования голосом. Человеческий голос не только может озвучивать осмысленные речи, стихи, текст, но и просто служить музыкальным инструментом. Вы же не раз слышали распевы, рулады, чаще всего просто с одним звуком, например, «а-а-а-а-а-а» или «о-о-о-о-о-о». То есть голосом выводятся мелодии, но без текста. Некоторые музыкальные направления идут дальше. Может, Вы замечали, что в джазе вокалист (вокалистка) после пропевания пары куплетов и припевов уходит в длинное соло, распевая разные слоги и звуки типа «би-боп, у-би-буп» и прочее и прочее. То есть вокалист выводит мелодию не на одном звуке, а на разных слогах, типичных для данного музыкального направления. Смыслового значения они не имеют.

 

 

Так же и в индийской классической музыке карнатик. Южная индийская классика называется карнатик, а северная — хиндустани. Для танцев бхаратанатьям и кучипуди используется карнатик (так как это — южные стили), поэтому изучение и использование солукатту актуально.

 

Слогов в карнатике много, но их легко можно отличить от «смыслового» пения. Вы часто услышите сочетание слогов: та, тат, там, ди, дим, ги, на, тика, така, тари, том, дина, тей. В отличие от обычного вокала, слоги очень ритмичные, чёткие и довольно резкие.

 

Под эти слоги танцовщица не рассказывает никаких историй с помощью хаст, а танцует «чистый танец» - нритту. Тогда как под «смысловое» пение должен следовать танец с рассказом.

 

Когда ставится чистый танец (нритта) под солукатту, то необходимо подчеркнуть озвучиваемые слоги движениями, отразить все ритмические рисунки танцем. А не использовать слоги как примерный метроном. Зато как эффектно и впечатляюще смотрится танец, обыгрывающий все ритмические изыски такой музыки!

 

 

Солукатту как обозначения движений

 

Группы движений в бхаратанатьям называются «адеву». В традиционной индийской культуре они отрабатываются под те или иные комбинации слогов солукатту. Многие из них даже названия имеют из слогов солукатту (например «та-тей-там адеву»). Некоторые и в современное время даже у нас — в России считают обязательным выучивание комбинаций солукатту, под который отрабатывается то или иное адеву. Если целью является максимально полное погружение в индийскую культуру, изучение максимально большого числа символов и деталей, то тогда это понятно. Но необходимым, конечно, не является. Когда не было магнитофонов, то танцклассы во всем мире вынуждены были заниматься под живую музыку. В европейской культуре нужен был концертмейстер, но сейчас его (кроме редких случаев подгонки балетной постановки под живую музыку) заменяет стереосистема. В старинной индийской системе обучения учитель выполняет ту же функцию, полупением-полупроговариванием слогов.

 

Представьте себе картину: разминка + тренинг + отработка движений — и всё просто под счёт! Это была бы тоска! А вот солукатту создают иллюзию музыки. В наше время возможности воспроизведения музыки и отсутствие необходимости нанимать живых музыкантов даёт совсем другие возможности и необходимость в солукатту для работы над адеву исчезла. Но многим нравится как элемент погружения в стиль или как антураж.

 

Помним: смысловой нагрузки в слогах солукатту нет!!!

 

 

 

Важные солукатту слоги, привязанные к некоторым адеву

 

Может возникнуть вопрос: а может при пропевке солукатту в конкретном музыкальном сопровождении есть необходимость исполнять то самое адеву, которое изучалось под такую комбинацию слогов? И да, и нет. Точнее, такую специфическую привязку имеют «тирманам адеву». Это небольшая группа адеву, которые исполняются в качестве кульминации композиции или её части. Характерная особенность тирманам адеву в том, что комбинация повторяется не 2 раза (вправо, влево), а три раза (вправо, влево, вправо, да еще и с интересными нюансами). Как Вы понимаете, в музыке, как правило, та или иная фраза повторяется 2 либо 4 раза, но не три. То есть для исполнения тирманам комбинаций нам нужен особенный момент в музыке именно с тремя почти одинаковыми фразами. Вот тут нам и нужно соответствие. Получается, что солукатту этих адеву надо знать и различать.

Например: «Та-ди-ги-на-тон, тика-та-ди-ги-на-тон, та-ка-рику-та-ди-ги-на-тон»

 

 

Позиции бхаратанатьям и пранам

 

Вы можете изучать разные аспекты индийского танца не только очно, а ещё и дистанционно - занятия онлайн по любой тематике, подробнее...

 

Солукатту в названиях адеву

 

У некоторых адеву названия без солукатту, то есть для названия комбинации используется слово с нужным смыслом (например, «утпхлавана» - прыжки), у некоторых есть и «смысловое» название, и слоговое (например «парваль адеву» так же называют «та тей тей та адеву»), а у некоторых используют именно слоги. Если название двойное, то, конечно, продуктивнее использовать «смысловое (плюс знать, что оно значит, разумеется), но желательно знать оба (впрочем, любителям в таком варианте слоговое можно и не учить). А если есть только слоговое (из слогов солукатту), то выбора нет, приходится использовать их.

 

 

Солукатту слоги звучат необычно, красиво. Надеюсь, Вы проникнитесь своеобразием индийской музыкальной культуры! Танцуйте с нами, приходите в Диваданс!

 

Другие элементы музыки для бхаратанатьям - паллави, анупаллави, чаранам

 

 

Автор статьи: Елена Стеценко

 

 

Статья опубликована 28 августа 2019г - Divadance


Танцевальная студия Диваданс (Divadance) - школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha Диво дэнс
© 2005 by Zhuzha