пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)
Рама — это аватара Вишну. Подробнее о месте Вишну в пантеоне индийских Богов смотрите в статье о троице (тримурти). Повторюсь только очень вкратце: Вишну — бог-хранитель и защитник миров. Именно поэтому он иногда перевоплощается в земные создания (10 аватар Вишну). Одним из таких воплощений и является Рама. Раме посвящён древний эпос «Рамаяна». Относительно срока написания эпоса есть разные трактовки: 4ый век до н.э., 5 век до н.э.
Чтобы поговорить о тех аспектах истории Рамы, что находят традиционное отражение в индийских классических танцах про Раму, придется немного пройтись по сюжету Рамаяны. Хотя бы вкратце. Понятно, что целиком Рамаяну прочесть трудно. Есть, однако, сокращенные версии, которые читаются намного легче — я бы даже сказала, что это увлекательная и цельная история в отличие от Махабхараты, которую осилить намного труднее.
Рама — любимый сын царя Дашаратхи и его старшей жены Каушальи.
Когда приходит время Раме жениться, он идет на сваямвару (церемонию выбора жениха). Для потенциальных женихов озвучен вызов: поднять лук Шивы. Никто не может его поднять, но Рама не только поднимает лук, но даже натягивает тетиву так, что она разрывается. Так царевна Сита, дочь царя Джанаки, становится его женой.
Рама — не только царевич и воин, но и преемник трона. Но у Дашаратхи среди жен есть Кайкейя, которой он когда-то обещал выполнить любое её желание (так как ранее она спасла ему жизнь). Кайкейе её служанка нашептала, что желание можно использовать, чтобы именно её сын (а не Рама), стал следующим царем. Чем Кайкейя и воспользовалась, потребовав в качестве желания изгнание Рамы в джунгли на 14 лет плюс трон её сыну Бхарату. Дашаратха подчинился требованиям, чтобы не нарушать данное им самим слово, Рама также подчинился и ушел в изгнание. Вместе с ним в джунгли добровольно ушли его жена Сита и его брат Лакшман (сын Дашаратхи и третьей жены — Сумитры) — братья были очень дружны.
В джунглях Ситу похищает десятиглавый демон Раван. Он уносит жену Рамы на остров Шри-Ланка. Рама с верным другом и братом Лакшманом идут в долгий поход за Ситой. Их ожидает множество приключений, предстоит победить многих демонов, сдружиться с королем обезьян Хануманом.
Приблизившись к месту обитания Равана, Рама связывается с Ситой через посланника, который привозит Сите, украшение Рамы, чтобы она верила, что весть пришла от мужа. Она в ответ передает через посланника вести о себе вместе со своим нагрудным украшением как доказательством того, что это именно она. Описываю, потому что в танце этот момент нередко встречается как эпизод.
В процессе поисков Ситы Рама сталкивается с Сугривой, который становится на время его союзником. Сугрива - сын Сурьи — бога солнца.
Рама строит мост через океан, чтобы добраться до супруги. Сражается с Раваном, побеждает злодея и возвращается в Айодхью (родной город), где их встречают и коронуют.
Но придворные сплетничают о том, что Сита «осквернена» пребыванием в плену и неизвестно, что там с ней делал Раван. Тогда Сита заявляет, что пройдет испытание священным огнем. Она заходит в огонь, но он не «берет» её из-за её чистоты и сам бог огня Агни выводит её из костра прямо к Раме.
После этого надолго воцаряется счастливое их царствование. Далее, однако, есть ещё драматичный эпизод, связанный с концом жизни Ситы и Рамы, но мы не будем в него углубляться, потому что танцевальные номера и спектакли, как правило, заканчиваются на моменте коронования, испытания огнем и т. п. То есть на моменте торжества и «хэппи-энде».
Сначала рассмотрим девахасту Вишны. Ведь Рама — это аватара Вишну, поэтому в танцах о Раме часто используется эта хаста, чтобы подчеркнуть, что это, по сути, сам Вишну. Хотя в самом тексте Вы почти никогда не встретите само имя Вишну. Почему? Это связано с сакральностью имен в индуизме. Сложная тема, требующая детального разбора, поэтому не будем на ней останавливаться, тем более, что на хореографию танца это не влияет.
Вишну (Lord Vishnu):
обе кисти — трипатака (Tripataka) на уровне груди, ладонями вперед.
Дасаватарой (или дашаватарой) называют традиционные хасты для обозначения не богов, а аватар, точнее, аватар Вишну — всего их 10. Самые значимые — Кришна и Рама.
Рама (Ramachandra) — дасаватарахаста:
Левая рука — шикарам (символ лука) на уровне груди, правая — капитта на уровне бедер.
Давайте задумаемся, почему так? Ведь, если понимать, почему те или иные жесты обозначают того или иного персонажа, то не надо всё это зубрить. То, что понятно, само запомнится.
Рама кто? Прежде всего, великий воин. На картинах чаще всего изображается с луком и стрелами. Лук держит, конечно, в левой руке (любой правша взял бы лук в левую руку) на уровне груди или чуть выше, а стрелу держит в правой полуопущенной руке — где-то на уровне бедер.
Шикарам — это и есть жест держания лука. А если Вы пересмотрите винийогу капитты, то заметите там каноничный жест «держать цветок». А если смотреть в суть, то это жест держания тонкого длинного предмета — по форме тонкой палочки. Вот мы и получаем держание стрелы «капиттой» на уровне бедра.
Самые популярные моменты:
- натягивание лука Шивы
- свадьба с Ситой (надевание мангалсутры)
- победа тех или иных демонов (удары патакой, типичные жесты, отражающие понятие демон)
- десятиглавый Раван (растопыренные пальцы обеих рук около лица — ладонью к зрителю)
- те или иные позы и движения, изображающие пускание стрелы в противника,
- коронация (надевание короны из трипатак)
- изображение обезьяны — царя обезьян Ханумана через забавные, но милые повадки приматов. Четко понятно по позировке рук перед грудью с висящими вниз кистями и чуть провисающими локтями, чего никогда не бывает в классике. Но здесь это делается специально для обозначения Ханумана.
- благословения Сугривы — сына солнца (отсюда жесты, связанные с символикой солнца)
- атрибуты Вишну — его девахаста и хаста «вселенная» (с помощью сучи) - так как Вишну — вселенной защитник
- река Пампа, к которой пришли Рама с его спутниками в процессе поиска Ситы — с помощью волн из патак
- мост через океан, который построил Рама
- весь процесс обмена украшениями, который происходит перед освобождением Ситы
Эти моменты могут встречаться в том или ином порядке в зависимости от текста песни, под которую ставится танец о Раме.
Рагху — это родовое имя Рамы — как фамилия, по сути. Бхавайями — медитируя о ком-то, созерцая кого-то. В этой композиции 6 куплетов, но танцовщицы сплошь и рядом берут только некоторые из них. Тем более, что в музыкальных композициях бхаратанатьям каждую фразу или каждую пару фраз принято проговаривать два раза или даже 4 раза. Представьте итоговую длительность композиции. 15-20 минут. Поэтому танцовщицы отбирают куплеты. Могут даже вообще взять только первый куплет, чтобы не убирать традиционную повторяемость и отыграть все вариации каждой фразу, но «вписаться» в легко воспринимаемый формат — 3-5 минут. Говоря о первом куплете, конечно, надо понимать, что сначала идет паллави, потому анупаллави, а потом только куплеты. Что такое паллави, анупаллави и т. п.- смотрите в отдельной статье.
В нашем видео (выступление от школы танца Диваданс) мы как раз покажем концентрированную версию «Бхаваями РагхуРам», где смысл той или иной фразы легче можно понять благодаря фоновым слайдам, демонстрировавшимся в процессе танца — их Вы тоже видите на видео.
на видео ЕСТЬ РУССКИЕ СУБТИТРЫ - моменты перевода песни, которым соответствуют жесты и позы в танце.
Во многих номерах бхаратанатьям танцовщицы надевают особые костюмы и головные уборы, чтобы стать тем или иным персонажем. То есть Рама одет по-особенному, Сита — по-другому, у Равана вообще фееричный вид и так далее. Но иногда (в частности, в данном танце) Вы можете увидеть, как все танцовщицы одеты одинаково и они все вместе рассказывают историю языком танца и жестов / хаст. Они то выступают в роли рассказчиков, то изображают того или иного персонажа, играя сценку из истории, известной всем. Они не переодеваются в костюм Рамы, чтобы в какой-то момент изобразить Раму. Та же самая танцовщица может через минуту изобразить другого персонажа, а потом снова стать частью коллектива рассказчиц. Так все танцовщицы универсальны и перевоплощаются в того или иного героя прямо в процессе танца. И, конечно, всё это чередуется ещё и «чистым танцем» - движениями без смысловой нагрузки под те фрагменты музыкального сопровождения, где нет текста, а есть только инструменты и солукатту (красивые слоги, голос как музыкальный инструмент).
Сцены могут описываться всеми одинаково в унисон — то есть все рассказывают о чём-то языком хаст, стоя в ряд. А могут разыгрываться в виде мини-сценки. А еще не стоит забывать про то, что фразы повторяются. Так что один повтор может быть в унисон, а другой — уже в виде мини-сценки. Творчеству и тут — в каноническом направлении — тоже нет предела!!!
Статья об образе Шивы в бхаратанатьям
Статья о воплощении Дурги в танце бхарата натьям
Автор статьи: Елена Стеценко
Статья опубликована 27 июня 2019г - Divadance
Вы можете изучать разные аспекты индийского танца не только очно, а ещё и дистанционно - занятия онлайн по любой тематике, подробнее...
Танцевальная студия Диваданс (Divadance) - школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha Диво дэнс
© 2005 by Zhuzha