пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)
Парвати (Devi Parvati) — супруга Шивы
обе кисти— андрачандра (Ardhachandra) ладонями вперед, но левая пальцами смотрит вниз, а правая — вверх. Многие используют две патаки – так же развернутые. Читайте также статью про троицы богов (Тримурти и Тридеви) и что такое девахаста.
Парвати - «Горная»,
Ума - «Свет, Яркая»,
Гаури - «Белая, Светлая, Благая»,
Трипурасундари - «Великолепие трёх миров»,
Лалита — «Играющая»,
Бхавани - «Оживляющая»,
Амба или Амбика - «Мать вселенной»
В гневном виде она носит еще и такие имена:
Кали, Шьяма - «Чёрная»,
Чанди, Чанда - «Гневная»,
Дурга - «Неприступная»,
Бхайрави - «Зловещая».
Вы можете также столкнуться в книгах, песнях, фильмах, когда супругу Шивы называют просто «Богиня».
Данная Богиня предстает перед нами в разных ипостасях.
Если берется образ «Матери вселенной» - Амбики, то текст песни и сообразный с ним образ и комплект жестов — о прекрасном виде, богатых украшениях, красном цвете кожи, величии, покровительстве и защите.
Когда речь идет о Парвати, то воспевается красота, происхождение, знакомство с Шивой и их союз.
Когда речь о Дурге/Кали, то акцент делается на силе, мощи, возмездии, силе духа, воинских качествах, праведном гневе и т. п.
Поэтому имя супруги Шивы, которое используется в названии увиденного Вами танца, уже подсказывает, о какой стороне данного персонажа танца будет вестись речь. От этого зависит, на каких сюжетных поворотах будет акцент. Отчасти эти образы и ипостаси смешиваются. Например, в шлоке про Парвати поется и про её красоту, и про супружество с Шивой, и про победу над демоном. И про Дургу/Кали тоже поется про всё это. Но акцент делается на определенных чертах. Не надо думать, что если тема про Дургу, то не может быть упоминаний красоты, а в теме про Парвати не может быть описания битв. Скорее, это вопрос соотношения этих черт, разная пропорция.
Мы разберем сначала два основных изображения, которые отражаются на групповых построениях в танце.
Супругу Шивы изображают многорукой (10, 20 рук). В отношении рук есть два варианта.
Первый — в каждой руке по цветку лотуса. В танце это осуществляется так, что все делают хасту алападму, а руки выпрямляют в локтях. И понятное дело, раскрывают радиально так, чтобы получались как бы солнечные лучи.
Второе - «оружейный». В каждой руке Богини — по предмету оружия. В результате руки немного полусогнутые в локтях. По преданию, сильнейший демон Махиша угрожал и людям, и богам, и только Дурга могла с ним справиться. Для этого все боги дали ей свое оружие ради этой битвы. Вспоминаем, какое оружие у какого бога и складываем ту или иную кисть сообразно оружию. Так, каждая рука в этой многорукой конструкции из нескольких человек, стоящих в одну линию, будет сложена по-разному. Создается некий элемент хаотичности на первый взгляд, но на деле всё логично. Если людей много, то оружие придется у некоторых дублировать.
Итак,
Шива дал трезубец (тришула)
Вишну дал чанкру (метательный диск) — сучи хаста указывает вверх (как бы крутим на пальце метательный диск)
Индра дал ваджру (трипатака)
Вайю дал раковину (шикарам пальцем вниз)
плюс еще можно изобразить меч (мушти), лук (шикарам пальцем вверх)
Если Парвати показывается не в многорукой форме, то есть танцовщицы танцуют раздельно, а речь идет о сражениях, то она держит трезубец. Для нее это главное оружие, так как оно принадлежит мужу.
Парвати восседает на тигре (то есть её вахана — это тигр).
В танце может описываться этот факт, тогда мы с помощью симхамукхи показываем тигра левой рукой и акцентированно накладываем шикарам правой кисти на запястье левой (собственно, в таком ключе все «ваханы» показываются в целом).
Плюс, возможно, на видео бхаратанатьям в различных постановках Вы можете увидеть, как перед многорукой парвати (состоящей из колонны танцовщиц) скачет танцовщица маленького роста либо ребенок в желтой одежде. Так нам показывается тигр (лев), на котором передвигается Богиня.
Как правило, в песнях о Богине не забывают о том, чья она супруга. Не ждите, что Вы уловите своим ухом «Шива». В других статьях Диваданс уже описывалось, что чаще богов именуют не по именам, а по именам-эпитетам. Скорее Вы услышите «Махешвара», «Натараджа», «Махадев» и т. п. - смотрите статью про Шиву.
Сын её (и Шивы) — Ганеша. Плюс еще сын Сканда.
Родители - Химават и апсара Менака.
Парвати была влюблена в Шиву и наблюдала за ним в восхищении. Шива из-за своего вспыльчивого характера был очень импульсивен и потому боги посовещались и решили, что брак смягчит его характер. Они уговорили Каму пустить свою волшебную стрелу любви в сердце Шивы, что тот и сделал. В результате, Шива полюбил Парвати. Но на Каму он страшно рассердился и испепелил его своим третьим глазом. После чего «остыл» и пожалел о содеянном. Потому он возродил Каму. Эта история часто фигурирует в танцах о Богине. Кстати говоря, в танцах о Шиве она — тоже не редкость.
В музыкальных произведениях о богинях всегда воспевается их красота и про Парвати можно сказать, по сути, тоже самое. Всевозможные похвалы её красоте — естественная составляющая танца о супруге Шивы.
Дурга победительница демонов - классический индийский танец бхаратанатьям
Отчетный концерт "Диваданс" в концертном зале Дома Молодежи Санкт-Петербурга в январе 2024г.
Хореограф Елена Стеценко
Автор статьи: Елена Стеценко
Статья опубликована 14 февраля 2019г - Divadance
Вы можете изучать разные аспекты индийского танца не только очно, а ещё и дистанционно - занятия онлайн по любой тематике, подробнее...
Танцевальная студия Диваданс (Divadance) - школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha Диво дэнс
© 2005 by Zhuzha