пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)
Шиву видел каждый — воплощенным в виде многочисленных копий знаменитой статуи. Вы верно видели её: четырехрукий Шива стоит в круге в красивой танцевальной позе, попирая маленького демона. В этом состоянии его называют Шива Натараджа — Царем танца.
Шива танцует Тандаву — космический танец, управляющий разрушением и созданием миров. Шива — это и разрушение космического характера, и в то же время олицетворение космического сознания. У Шивы есть небесное войско - «ганы» — духи и демоны. Возглавляет их сын Шивы Ганеша (поэтому Ганешу часто зовут Ганапати).
Ездовым животным Шивы является священный бык Нанду (или Нанди). Поэтому в танцах о Шиве часто фигурирует хаста симхамукха (а иногда мригаширша), показывающая быка, как во фразе про ездовое животное («нанди вахана»), так и в других фразах. Этот же момент отражен и в девахасте Шивы.
Левая рука — симхамукха, правая - трипатака (Tripataka). Левой рукой показывается священный бык Нанду (Нанди), на котором восседает Шива. Вместо симхамукхи может быть мригаширша (Mrigasirsa).
nataradja (Натараджа) — Царь танца
sivaya (Шивая) - Благой
mahesvara (Махешвара) - Верховный владыка
sambhave (Шамбхавэ) — Осчастливливающий
mahadev (Махадев) — величайший из богов
При этом может держать трезубец, который является его оружием. В танце — это хаста тришула. На нем тигровая или слоновья шкура, восседает он на тигровой шкуре.
Как в сидячем состоянии, так и на иных изображениях у Шивы белая кожа, синяя шея, а тело его покрыто священным пеплом.
Хотя на сцене его, сидя в лотосе не изображают, трезубец часто в танце фигурирует.
Кстати, внешность Шивы настолько характерна, что Вы всегда узнаете Шиву в индийском спектакле (волосы, одежда очень характерные и запоминающиеся). У него черные спутанные волосы, обычно скрученные на макушке в пучок. Эти волосы — символ неиссякаемой энергии Шивы.
Шива носит змею на шее, голове, руках, ногах, поясе, она даже может быть переброшена через плечо подобно священному шнуру. В танце это, конечно, не может не найти отражение, потому как есть ведь специальная хаста «голова кобры» (сарпаширша), обозначающая змею и в случае образа Шивы её можно использовать во многих позах и движениях.
Кроме змеи в волосах Шивы есть еще полумесяц — олицетворение божественности.
На лбу Шивы — третий глаз, это символ его великой мудрости. Правой рукой мы показываем третий глаз с помощью катаримукхи.
Посмотрим внимательно на статуэтку или её изображение. Все мелочи важны, потому как всё это есть в танцах бхаратанатьям про Шиву.
На самом деле круг — это священный огонь Агни (очищающий огонь). Когда танцовщицы становятся друг за другом и создают большой круг из своих рук с хастой алападмой - они и показывают этот огонь. Этот же огонь он держит в той левой руке, что отведена в сторону. Этой рукой Шива благословляет, одобряет.
Вторая левая рука около груди — символ власти и силы.
В одной из правой рук (в той, что отведена вправо и вверх) Шива держит драмару — маленький барабан. Он — символ пробуждения мира, импульса к созданию новых миров. В танце бхаратанатьям пальцы правой руки часто складывают так, словно в ней есть этот маленький барабан. Со стороны можно удивиться — что это за незнакомая хаста? Но, зная, что это символ драмары, всё становится на свои места.
Под ногами Шивы попранный им асур Апасмара. Это — не просто карлик-демон, а и воплощение зла и человеческого неведения.
Шиву часто изображают с чертами гермафродитизмом. Это потому, что Шива — олицетворение единства мужского и женского начала, в связи с чем вспоминается понятие «Шива и Шакти» (Шакти — женская энергия). Поэтому одна из сторон божества может изображаться мужской, вторая — женской.
Даже если Шива на картине или в виде статуи изображен в мужском виде, двуполость может отражаться в деталях. Присмотримся к той самой статуэтке «Шива Натараджа». В правом ухе удлиненная серьга (мужская сторона), в левом — круглая (мужская сторона).
Поэтому символ Шивы — шивалингам. Шивалингам является одной из главнейших мест в любом южноиндийском храме. Это высокий скругленный сверху столб, установленный на плоском круглом основании. Символ единства мужской и женской энергии, как инь и янь в Восточной Азии.
В хастах есть соответствующий жест, который так и называется «шивалингам» (из самьюта хаста — жесты двух рук). Левая рука в хасте патака на уровне груди ладонью вверх, а правая — в шикарам устанавливается на ладонь левой.
С волос Шивы стекают воды священной реки Ганг. Для этого танцовщица левой рукой показывает полумесяц над головой (его еще называют «лунная корона Шивы»), а правая волнистыми движениями показывает стекание воды.
Сами волосы его длинные и спутанные - тоже часто изображаются - потряхивающимися ладонями, спускающимися с головы вниз и в сторону.
Жена: Парвати
Дети:
сын Ганеша (слоноголовый бог, к которому обращаются люди, чтобы отвести несчастья и устранить препятствия, очень популярен в Индии),
дочь Манаси,
сын Сканда (бог войны).
Шива Тандава — Shiva Tandava
Натеша Натараджа (Шива) каутвам — Natesha Nataradja kautvam
Шива Шамбо — Shiva Shambho
Автор статьи: Елена Стеценко
Шива тандава (космический танец Шивы) Shiva Tandava - классический индийский танец бхаратанатьям
отчетный концерт "Диваданс" в большом концертном зале Мюзик-Холла в мае 2017г.
хореограф Елена Стеценко
Вы можете изучать разные аспекты индийского танца не только очно, а ещё и дистанционно - занятия онлайн по любой тематике, подробнее...
Статья опубликована 28 декабря 2018г - Divadance
Танцевальная студия Диваданс (Divadance) - школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha Диво дэнс
© 2005 by Zhuzha