пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)
В индийском классическом танце веками сформировывались традиционные формы - канон: как могут движения располагаться друг за другом, образовывая танцевальную композицию. И способы образования этой композиции очень интересные. К некоторым из этих способов современные или относительно современные нам хореографы пришли, дай бог, в середине 20-го века, т.к. классический бхаратанатьям в том виде, в котором мы видим его сейчас, сформировался в начале 20-го века и использует он приемы, которые существуют боле 2000 лет. Приемы эти разнообразны. Видео, приведенное в статье, снято в рамках работы Divadance. Мы рассмотрим разные варианты на примере разных танцев.
Здесь мы увидим два интересных приема.
Этим танцем начинается храмовая программа, он показывает как танцовщица, словно ожившая статуя, начинает двигаться сначала очень-очень медленно, потом все интенсивнее, интенсивнее, быстрее, быстрее, показывая в конце танца сложные движения в очень быстром темпе.
И здесь мы видим, то, что уже рассматривалось в наших статьях, - основной закон композиции. А именно: движения должны развиваться от простых к сложным, от медленных к быстрым, так чтобы эмоциональный накал все возрастал и возрастал. От экспозиции танец переходит к завязке действия, потом к развитию действия и после кульминации наступает развязка.
Аларипу состоит из трех частей. Интересно, что три логические части, которые есть у нас в аларипу, тоже имеют свою экспозицию, развитие, кульминацию. Все эти этапы танцовщица воплощает в танце три раза! Плюс среди частей можно различить постепенное усложнение и усиление техники ближе к концу. Получается, что основной закон композиции танца воплощается как в нутри каждой из трех частей, так и в танце в целом!
Танец начинается от медленного, простого, этот ритм, темп, эмоции постепенно достигают своего пика, и после этого пика резкий обрыв - развязка. И начинается вторая часть снова с медленного, размеренного, приходит кульминация и снова на завершение, тогда как третья часть доходит до еще большей кульминации и это позволяет зрителю не терять внимания, держать его чувства обостренными весь танец, что немаловажно. Что может быть хуже, чем упустить зрителя?
Что это нам дает?
В любом стиле танца можно использовать все эти приемы и использовать эффективно. Вы можете в течение танца неоднократно возвращать к медленным (но выразительным) движениям и снова наращивать темп. И каждый новый "заход" должен быть интенсивнее и выразительнее предыдущего. А самое сложное и впечатляющее припасаете на кульминацию последнего "захода". Важное условие: музыка не должна быть однообразной! Подробнее о работе с музыкой при составлении танца. В ней должны быть спады напряжения, а потом его нарастание. В песнях спад бывает обычно на проигрыше. Его можно реализовывать с помощью вальяжно и фактурно принятых поз, перемещений по пространству, игрой со зрителем(ями) и т.п. Танцевальная студия в СПб
Посмотрим, как интересно танцовщица использует повторения движений в различных уровнях. Сначала вы видите одни и те же движения: интересные зигзагообразные движения головой и глазами, чередующиеся с движениями рук, которые танцовщица проделывает сначала только стоя, перемежая их с парочкой других движений. Затем вы увидите, как она переходит на другой уровень, а именно нижний уровень, около пола и она проделывает всё тоже самое.
С одной стороны это дает нам необходимость учить меньше танцевального материала для исполнения более длинной композиции - это уже плюс. С другой стороны зритель видит целостность композиции. Если бы все наши движения начинались с движения "А" и никогда не повторялись и мы бы в один танец включали 300 разных движений, все бы это смотрелось как мешанина из разнородных элементов.
Тогда как, если мы используем движения в разных их вариантах, как бы повторяя их лейтмотивом сквозь танец, номер обретает целостность. Это как припев, который вы слышите в музыке и он напоминает вам, что за музыкальная композиция находится у вас в плеере. Не дает вам забыть о том, что именно вы слушаете. Так и движения должны пронизывать весь танец, напоминая зрителю, о том, что это единый целый номер.
И здесь получается, что вы видите тот же ряд движений, но в другом уровне и смотрится он уже по-другому. И даже это не конец, потом мы видим третью версию, более усовершенствованную, где эти движения проскакивают, но уже чередуются с самыми сложными. И в виде кульминации ряд самых быстрых, самых сложных движений, которые должны вызвать тот самый всплеск эмоций, который мы ждем от зрителей. Тогда как зритель ждет, чтобы мы их вызвали.
Вариативность уровней - это не единственная вариативность, которую вы видите в аларипу, это как кубики внутри кубика. Вы сначала видите одни и те же движения, выполненные медленно вправо и влево, а затем они выполняются быстро и вправо и влево, после чего вы уже видите чередующиеся с ними парочку движений, которые заканчивают этот верхний блок. Тоже самое мы видим в исполнении внизу. Одни и те же движения выполняются сначала медленно потом быстро, тем самым получается некая такая сложносоставная форма, которая обеспечивает художественное единство.
Что это нам дает?
Может быть, вам покажутся скучными те движения, которые будут повторяться, но я и не предлагаю вам полюбить индийский классический танец, давайте посмотрим, как мы можем это использовать в других стилях. Ведь вы можете взять любое движение, которое у вас хорошо получается и соединить его с теми движениями рук, которые у вас получаются и вам нравятся и проделать их вправо, влево, затем проделать быстро тоже вправо, влево, прочередовать их с другими движениями, затем проделать всю эту композицию, но уже близ пола. Опустившись ли на пол (многие стили танца это позволяют) или же с приседаниями, с любыми движениями, которые позволяют нам быть у пола. Например, в стрип пластике очень гармоничным выглядит обыгрывание той же последовательности движений рук и корпуса в положениях на полу. К тому же, не обязательно принимать одну позу на нижнем уровне и всю цепочку исполнять в нем. Очень хорошо выглядит наслаивание этой цепочки движений рук и корпуса на переход из одной позы в другую. Так Вы создаете новую интересную картинку, при этом отсылающую зрителя к первой части и развивающую тему первой части Вашего танца.
А третий раз чередуйте их с более динамичными движениями, продвигайте с помощью этих же движений, поворачивайтесь и в качестве кульминации добавьте что-то взрывное и интенсивное, закончите медленно и плавно, тем самым вы используете все те приемы, которые мы видели в аларипу.
Джатисварам - по сути это как вариации в музыке. Вы показываете одни движения, другие движения, периодически они пересекаются, периодически нет, некоторые являются вариациями предыдущих. Я хочу обратить внимание на один интересный прием.
Понимая, что в индийской классической музыке иногда трудно найти сильную долю, потому, что она непривычна для нашего слуха, но давайте все-таки попытаемся.
Если вы послушаете музыку, вы услышите тот самый сильный слог, к которому после долгих, витиеватых блужданий приходит мелодия. Проходит ряд тактов, кратных нашим обычным четырем или восьми после которых мы слышим как музыка, словно всей тяжестью, опускается на этот слог, в данном случае слог "дым". А танцовщица исполняет пару движений вправо и те же пару движений влево, потом она берет другие пару движений, тоже исполняет их вправо, потом тоже исполняет их влево. Повтор всего право и влево - свойство индийского классического танца.
Казалось бы, удивительное однообразие и вообще зритель не любит такое смотреть, и в современной европейской культуре уже не принято танцевать так симметрично (повторять все вправо и влево).
Но что использует танцовщица, чтобы зрителю не было так скучно? Она начинает не на ровный счет, не на тот самый сильный счет. После того, как она отступает, она начинает, как бы заранее, поэтому нет ощущения четкой разделенности, что восемь тактов танцуется вправо, восемь тактов влево. Танец, будучи смещенным, хотя бы даже на один такт относительно ровного расположения, уже приобретает завуалированную сложность и на первый взгляд не кажется таким однообразным.
Что это нам дает?
Я не призываю Вас танцевать все вправо и влево. Но иногда такое можно дозированно сделать, завуалировав это вышеописанным способом. Цепочка таких повторяемых движений не должна быть слишком короткой.
несколько примеров с ютьюба: http://www.youtube.com/watch?v=l74v4qIl5Rk http://www.youtube.com/watch?v=E6XSuWR0-AE http://www.youtube.com/watch?v=DsjQB7HpqXU
Интересное хореографическое произведение, в котором ритмические части чередуются с речевыми. Условно "речевыми" я называю те фрагменты, когда танцовщица с помощью жестов, специальных хаст, позиций пальцев рук и выражения лица, что играет не последнюю роль, рассказывает историю, либо просто рассказывает о своих чувствах сообразно поэзии, которая звучит в музыкальном сопровождении.
Ритмическая часть построена очень любопытно! У нас есть движения "А" и движения "Б". Сначала исполняются движения "А", затем "Б" - оба вправо, она делает их подряд очень медленно, это значит что с чувством, эмоционально, пронизывая чувством каждое движение тела. Затем эти же движения она повторяет влево, затем она берет двойной темп, в два раза быстрее, проделывает все тоже самое вправо и влево. Соответственно по 2 раза, чтобы это заняло тот же промежуток времени. А затем она берет третий темп и проделывает все тоже самое снова на других двух движениях.
Казалось бы, все это очень скучно, но на деле выглядит совсем по-другому. Тем более, что разный темп позволяет движения выполнять по-разному. Как я уже говорила, медленный темп позволяет достичь пластичности, выразительности, средний темп показывает чистоту владения техникой, тогда как быстрый темп призван поразить зрителя своей скоростью иногда даже задором, драйвом, если это вообще применимо к индийскому классическому танцу. Поэтому выглядит интересно. Чтобы это не выглядело как гимнастическо-ритмические упражнения, 2-3 таких мини-блока завершается так называемым тирманамом. Тирманам - это движение завершение, движения, которые эффектно выглядят в качестве финала той или иной части танца. Интересно, что в индийской классической культуре эти движения проделываются 3 раза, не 2 не 4. Правда и в музыке тоже вы можете услышать 3 повтора.
Эти тройные движения так же есть в начале композиции джатисварам, если присмотреться, но эти три движения каждый раз делаются чуть-чуть по-разному. Первый раз, после одного вступительного шага, второй раз после двух, третий раз после трех. Таким образом, один из компонентов этого движения меняется, что позволяет ощутить это движение как некий вихрь, который захватывает танцовщицу, постепенно раскручиваясь и набирая обороты. Тем самым достигается кульминация этой танцевальной композиции и получается, что в каждом компоненте танца есть своя кульминация, а не только кульминация танца в целом. Это же мы можем увидеть и в аларипу, который мы уже рассматривали.
Что это нам дает?
Вовсе не обязательно применять такие построения движений на всем танце. Но Вы можете создать такой маленький блок из подходящих для исполнения в разном темпе движений Вашего стиля танца. Или два таких блока, после чего исполните завершение. Если задуматься, в любом стиле танца есть такие движения, которые эффектно выглядят в конце небольшой танцевальной композиции. Если музыкальное сопровождение - песня, то логично будет делать это, например, в начале куплета, когда мелодия сначала только заявляет о себе и начинается ее развитие. Музыка подойдет для такого приема, если к концу куплета напряжение нарастает, что - не редкость.
Тот способ построения движений, как я описала в варнаме, может повторяться несколько раз. Таким образом, два движения "А" и "Б", соединяясь вправо, потомвлево, сначала в медленном темпе, потом в среднем, потом совсем в быстром переходят в "тирманам". И все это завершается красивой позой или поклоном, после чего танцовщица может перевести дух, походить мимо зрителя, в случае других стилей танца, беря аксессуары или атрибут, играя со зрителем, перемещаясь по сцене и начинается тоже самое, только с другими движениями.
Я надеюсь, что эти подходы могут принести что-то полезное в танец, которым вы занимаетесь.
Автор статьи: Елена Стеценко
Смотрите другие статьи Divadance об индийских танцах, много видео indian dance есть в разделе Видеоклассификатор Divadance, плюс Фотогалереи индийских танцев
Танцевальная студия Диваданс (Diva dance) - школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha
© 2005 by Zhuzha
Статья опубликована 20 мая 2013г - Divadance