пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)
Штат Раджастхан расположен на северо-западе Индии, севернее Гуджарата, граничит с Пакистаном. Столица Джайпур. Этот штат - самый крупный в Индии. Климат субэкваториальный, очень сухой и жаркий. Много пустынь и полупустынь. На территорию этого штата приходится большая часть Великой индийской пустыни (пустыни Тар), поэтому неудивительно, что в фильмах, где действие происходит в Раджастхане, нам чаще всего показывают дома и дворцы среди пустыни. Достопримечательности: Розовые памятники Джайпура, руины Читторгарха в Меваре, город озёр Удайпур, Дворцы князей Биканера и Коты, Амберский дворец-крепость, крепость Мехрангарх в Марваре, Золотая крепость Джайсалмер.
Костюмы:
Цвета линга - чоли (костюма юбка + чоли) или сари - яркие и сочны: красные, оранжевые, желтые и все цвета, близкие к красному (малиновый и т.д.). Для Раджастхана характерно самое "серьезное" прикрывание платком. Платок закрывает аж часть лица. Он может быть прозрачным, как вуаль, тогда женщина может вдеть все сквозь нее. А чтобы платок не съезжал, по краю его идет очень тяжелая плотная кайма. Или второй вариант: ткань непрозрачная - тогда женщина отодвигает его край, чтобы увидеть все вокруг. Однако танцовщицы так платок, конечно, не набрасывают - просто крепят его к волосам.
Платок "по-раджастхански" часто фиксируется без натяга сзади за пояс, а правый конец перебрасывается вперед и поверх него женщина подпоясывается. В отделке платка часто используется золотистая бахрома. Характерно ожерелье - колье по шее треугольной формы благодаря густой сети подвесок, сужающихся постепенно вниз клином (треугольником).
В раджастханских костюмах часто можно увидеть множество одинаковых белых браслетов одетых на руки выше локтя.
Гхумар (Ghumar, Ghoomar, Gahoomar, Goomar) - популярный народный танец штата Раджастан.
Изначально развился в среде племени бхил (Bhil tribe), а затем был принят женщинами из знатных раджпутских семей. Последние исполняли его исключительно в среде женщин. Инструменты для аккомпанемента: Dhol, thali and Manjira (Rajasthan Music Instruments).
Танцовщицы могут аккомпанировать себе хлопками. Темп танца - умеренный, музыка спокойная, даже можно сказать лиричная. Хотя есть, конечно, и исключения.
В целом, этот танец не назовешь зажигательным. Он скорее лиричен, романтичен, спокоен. А раджастханская музыка удивительно мелодична и гармонична.
Ее мелодии завораживают и очаровывают так, что непривычные для нас 6-7 (а то и 8) минут песни проходит почти незаметно.
Для танцевальных движений характерны:
1. Танцовщицы нередко ходят по кругу, в том числе вращаясь.
2. Много вращений. Одна рука может придерживать край платка, наброшенного на голову.
3. Иногда танцовщицы во время вращения успевают разок присесть, проходя вращение на корточках, а затем выполнить следующее вращательное движение уже стоя, что еще подчеркивает красоту вращения в целом.
Костюм для гхумара
Характерный наряд танцовщицы: длинные широкие расшитые юбки. При поворотах и вращениях, которые в этом танце очень часто используются, эти юбки развеваются, закручиваются вокруг ног танцовщицы, раскручиваются и т.д. Фактически "живут своей жизни", полноправно участвуя в танце.
Иногда можно увидеть юбки с вертикальными разделительными линиями, отходящие от талии, словно лучи. Иногда даже ткань между такими "лучами" отличается, то есть юбка состоит из множества клиньев. И в любом случае на низе юбки широкая яркая расшитая кайма. Сверху - чоли (чаще чуть длиннее талии). Плюс платок.
Терра Тали (тератали, terra tali, teratali, terratali, teratalli) - не менее известный фольклорный танец штата Раджастан. В переводе название танца: "тринадцать цимбал".
Одна, две и более женщины садятся на пол. В пальцах обеих рук у них - цимбалы (в каждой руке - две связанные выпуклыми сторонами друг другу две цимбалы). Еще цимбалы привязывают на руки чуть выше локтя и на ноги. На ногах у танцовщицы - облегающие штаны (вроде наших лосин), а цимбалы привязываются спереди под коленом и ниже, то есть на ноге располагается целый вертикально расположенный ряд цимбал. Эти цимбалы еще называются "манджира".
Покачиваясь, танцовщица отбивает ритм цимбалами, находящимися в руках сначала простым соприкосновением, а затем она позволяет правой паре цимбал болтаться на белой веревочке около 20-30см длиной, тогда как левая пара остается в левой руке.
Теперь они снова должны биться друг о друга, для чего танцовщица раскручивает правую пару, используя веревочку. Правая пара цимбал "летает" по круговой траектории за плечо танцовщицы и возвращается назад. В быстром темпе это производит сильное впечатление.
Второе использование манджир - танцовщица отбивает ими ритм, стуча по манджирам, прикрепленным на теле (описанным выше способом), наклоняясь, перегибаясь, ложась на спину и перекатываясь и т.д. Смотрите видео Divadance, представленное ниже.
Дупатта (платок) танцовщицы может прикрывать часть лица.
В зубах ее может быть кинжал, который она располагает там, как правило, не с самого начала танца.
На голове может находиться небольшой глиняный горшок, который, однако, ограничивает и без того небольшой набор движений этого танца. Который, однако, производит сильное впечатление благодаря своей экспрессивности, темпу.
В нем есть что-то, что мы называем "шаманским". Танцовщица делает монотонные движения по многу раз, лицо ее часто бывает серьезным и сосредоточенным, как будто она очет достичь какого-то состояния души и тела в этом танце.
Фильмы, где фигурирует Раджастхан:
Загадка / Paheli (режиссер Амол Палекар / Amol Palekar) 2005
Джодха и Акбар / Jodhaa Akbar (режиссер Ашутош Говарикер / Ashutosh Gowariker) 2008
Мариголд: Путешествие в Индию / Marigold (режиссер Уиллард Кэрролл) 2007
Кто я для тебя? / Hum Aapke Hain Koun...! (режиссер Сурадж Барджатйя)1994
Лабиринт / Bhool Bhulaiyaa (режиссер Приядаршан / Priyadarshan) 2007. фильм точно стоит посмотреть: великолепные раджастханские дворцы + смесь жанров = комедия+детектив+мелодрамма+триллер, а также фееричная классика в конце, изумительная музыка, хорошие актеры, интрига... Небольшой раджастханский танец в сцене помолвки. Но есть еще целый танец у колодца - правда он в доп.материалах и в театральную версию фильма не вошел.
Я получил дар любви / Неуловимый Прем / Я получил дар любви / Неуловимый Прем / Prem Ratan Dhan Payo (замечательная музыка и есть танцы)
Красотка / Khoobsurat 2014
Нас не разлучить / Hum Saath-Saath Hain: We Stand United 1999
Страстная любовь / Passionate love (режиссер Махеш Бхатт /Mahesh Bhatt) 1996
Раджпут / Rajput (режиссер Виджай Ананд / Vijay Anand)1982
Свадебный кортеж / Raja Ki Aayegi Baaraat (режиссер Ашок Гаеквад / Ashok Gaekwad) 1997
Тонкие нити любви / Dor (режиссер Нагеш Кукунор / Nagesh Kukunoor) 2006 г
Братские узы / Kachche Dhaage (режиссер Милан Лутриа / Milan Luthria) 1999
и еще:
Сердечная привязанность / Dil Ka Rishta (режиссер Нареш Мальхотра / Naresh Malhotra) 2003. Обратите внимание на сцену в отеле во второй половине фильма - танец под песню "Saajan Saajan"
Мне нужна только любовь / Dil Hai Tumhaara (режиссер Кундан Шах) 2002 (Пандалур, Дели недалеко), но есть хороший танец в раджастханском стиле - в кукольном. Ближе к концу фильма.
Всё в жизни бывает / Kuch Kuch Hota Hai (Каран Джохар / Karan Johar) 1998, танцев очень мало.
Автор статьи: Елена Стеценко
Танцы штата Махараштра - лавани
Статья опубликована 6 декабря 2010г - Divadance
индийские танцы "Не спится мне"
Отчетний концерт Divadance в концертном зале СПБ 17.01.2016г
Хореограф Стеценко Елена
Индийские танцы штата Раджастхан в болливуд-стиле
"Не плачь!" (на основе танцев гхумар и тера тали)
отчетный концерт "Диваданс" в ДК Горького 23.01.2011 г.
Хореограф Стеценко Елена
Если поверх видео не отображется картинка - не пугайтесь - щелкайте по нему все равно! Заиграет. Если видео тормозит - подождите немного - оно еще грузится. Или перезагрузите страницу.
Смотрите другие статьи об индийских танцах, много видео indian dance есть в разделе Видеоклассификатор Divadance, плюс Фотогалереи индийских танцев
Танцевальная студия Диваданс (Divadance) - школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha
© 2005 by Zhuzha