пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)
Продолжаем цикл статей о наиболее распространенных образах в классическом индийском танце бхаратанатьям. Как правило, они связаны с религией индуизмом, традициями и т. п. факторами.
Основная троица богов, равно как и их жены, описана в другой статье Divadance. Повторим основной момент: Бог-создатель Брахма имеет жену, которая тоже что-то создает (Сарасвати), Бог-хранитель Вишну — жену-хранительницу Лакшми, Бог-разрушитель Шива — жену-воительницу Дургу (Кали, Парвати — другие её имена).
Сейчас мы остановились на паре богов-хранителей. Вишну хранит целые миры, иногда приходя в них в том или ином аватаре (рыба, черепаха и др.), а еще в виде Рамы и Кришны. В такие периоды и Лакшми (Lakshmi) следует за ним, воплощаясь в его паре. То есть в Сите для Рамы, в Радхе и затем в Рукмини для Кришны. Его жена хранит семейный очаг, семью и благосостояние, удачу в делах. Из-за последнего фактора (стремление всех людей к благосостоянию) есть много обычаев и обрядов, связанных с культом Лакшми. В Дивали (праздник огней, сопоставимый с празднованием у нас Нового Года) люди стараются купить что-то из золота, чтобы привлечь материальное благополучие. Огни зажигают повсеместно и устраивают фейерверки, чтобы Лакшми не обошла вниманием дом и одарила удачей семью.
Что из культа Лакшми реализуется в танце? Дальнейшие описания поз и жестов используют названия хаст. Предполагается, что Вы уже знаете эти хасты, поэтому они не поясняются, если используются в неизмененном виде. Смотрите также винийоги по хастам и их значениям на нашем сайте.
Ведь в танце обыгрываются элементы образа: на чем сидит / стоит героиня, что держит в руках, есть ли какие-то еще отличительные особенности во внешнем виде?
Лакшми стоит в цветке лотоса. Пожалуй, она одна из немногих, кто не использует ездовое животное (обычно у каждого Бога есть свой вахана — ездовое животное), а располагается в большом красивом цветке. Поэтому Вы в танцах, посвященных Лакшми увидите жесты, обозначающие цветок, распускание цветка. А также расположение в цветке: левая кисть в хасте алападма ладонью вверх означает цветок лотоса, а правая кисть в одной из катакамукх — том ее варианте, когда указательный палец навесом охватывает большой, расположена над левой кистью.
Само держание в руках цветов лотоса тоже сказывается на многообразном обыгрывании жестов, связанных с цветами. В танце о Лакшми Вы чаще их увидите, чем в других танцах, при чём, как правило, во всём их многообразии.
Лакшми вышла из молочного океана (океан показывается с помощью волнообразных движений с хастами патака). Чем-то образ Лакшми схож с образом Афродиты из греческих мифов.
Второй вариант изображения Лакшми — стоя в окружении двух белых слонов. Слоны — атрибуты настоящей царицы, а белые слоны — редкость. Так подчеркнута величие богини. В той части текстов, где речь о слонах, танцовщица показывает хобот или уши слона (хобот недораскрытой алападмой), уши — мягкими руками с патакой — плавные движения на уровне ушей, имитирующие покачивание больших ушей слона. Движения эти характерные и можно увидеть их показ в статье «тема джунглей в бхаратанатьям».
Третий вариант — верхом на птице (сове). Но этому редко уделяется много внимания. Но нельзя не упомянуть, раз уж мы обсуждаем визуализацию героини в живописи. А ведь именно от канонических живописных изображений плюс от вед, мантр, шастр и отталкиваются тексты музыкального сопровождения для танца, а значит и действия танцовщицы.
Так как Лакшми - хранительница семейного очага, то есть по сути оплот женского счастья, то много в танце связано с подчеркиванием женственности, воспеванию её красоты, а также во многих текстах упоминается то, что она стоит на страже продолжения рода. Отсюда и жесты, символизирующие беременность. Обе кисти почти мягкие, все пальцы в хасте патаки, но мягко, сгибая фаланги, прокручивают друг вокруг друга в районе живота, чтобы мягко затормозить и замереть, показывая овал — эллипс в районе живота.
Как уже писалось в статье об эпитетах в текстах для бхаратанатьям, о Богах принято говорить или петь, не называя их имен. Словно использование имен богов граничит с фамильярностью. С чем связано понятие сакральности имен богов в индуизме, если Вам интересно, почитайте в книге «Испечь мир», автор Маламуд Шарль. Там целый раздел этому посвящен. Так как с танцами это не связано, подробно останавливаться на этом не будем. Примем как факт. Указание на конкретного бога происходит иносказательно — через эпитеты.
Приведу пример из «Ашта Лакшми Штотрам». Одно из имен Вишну — Мадхисудана. Что значит «победитель Мадху» (Мадху — это демон, поверженный Вишной) или «убийца Мадху». Эпитет «Мадхисудана камини» дословно переводится как «Демона-Мадху-победителя-возлюбленная». Переставим слова в порядке, свойственном для русского языка, получаем «возлюбленная победителя Мадху». Но танцовщица показывает не хасты, свойственные данным словам, а «озвучивает» суть. А суть в том, что Лакшми — жена Вишну. Отсюда жест «жена» - проведение хамсасьей дугой по основании шеи (наличие мангалсутры — символа брака), а потом обе руки показывают девахасту Вишны (обе — трипатаки на уровне груди).
Конечно, могут быть и другие эпитеты и отсылки к этой связи Лакшми и Вишну, в связи с этим девахаста Вишну часто «проскакивает» в танцах о Лакшми. Если Вы не знаете, что такое «девахаста», стоит прочитать об этом в статье о девахастах, потому что без этого понятия трудно обойтись, описывая те или иные образы и героев классических индийских танцев.
Во многих текстах о Лакшми поётся о том, что её почитают боги, мудрецы и асуры. Отсюда проскакивают жесты:
символ богов (хаста анджали на головой),
мудрецов «риши» (хасты хамсасьи мягко опускаются до положения, принятого для дола хасты и остаются в виде хамсасьи ладонями вверх, что означает медитацию и просветление, свойственное мудрецам),
асуры — демоны (почти что брамара, но средний и большой палец не смыкаются, а остаются параллельными и расположены по сторонам от глаз, как бы продолжая линии контура глаз).
Клип Ashtalakshmi Sthothram Bharatanatyam - классический индийский танец бхаратанатьям
Отчетный концерт "Диваданс" в большом концертном зале Мюзик-Холла в июне 2019г.
Хореограф Елена Стеценко
Давайте разберем эти понятия и сообразные с ними хасты.
1. Веды (с санскрита «знание», «учение») - четыре древние священные книги, очень важные в индуизме. Как это выражается хастами?
Во-первых, цифра четыре показывается танцовщицей чаще всего именно ради озвучивания понятия «Вед» (кисть выставляется ладонью к зрителю, пальцы прямые и чуть растопыренные, а большой согнут и прижат к ладони).
Во-вторых, четыре также можно показать хастой «чатура». Перевернутая чатура немного ниже груди — тоже один из символов Вед.
Третий вариант — сочетание обеих рук (правая - «четверка» с растопыренными пальцами, левая — перевернутая чатура).
2. Мантры — недлинные песнопения, которые ставят задачи: молитвы, духовной концентрации и т. п. Разберем вариант показа танцовщицей.
Первый вариант — правая рука шикарам располагается основанием своим на ладони левой руки (левая рука в четкой патаке). При этом правая рука не устанавливается неподвижно, а как будто что-то основанием кисти растирает на левой (как если бы Вы растирали что-то ступкой в чаше).
Второй вариант — левая рука сарпаширша ладонью вверх, а правая — сарпаширша ладонью вниз. Наложите правую на левую перпендикулярно (крест-накрест) — как будто Вы что-то маленькое спрятали в своих руках и бережно и торжественно несете.
3. Шастры — религиозные книги, менее значимые, чем Веды.
Обозначение жестами — две сарпаширши ладонями друг другу на уровне груди. Представьте, Вы принимаете анджали на уровне груди, потом немного раздвигаете кисти, чтобы они остались параллельными. А теперь еще и скруглим кисти, превратив патаку в сарпаширшу.
Надо ли говорить, что, показывая Веды, шастры и мантры, мы должны не только кистями работать, а и лицом и всем телом. На лице радостное благоговение. Во всем теле — стремление не просто показать жест, а как бы величаво и торжественно подарить его зрители, медленно выдвинув его от себя к зрителю.
Про Лакшми часто поется, что она помогает людям достичь мокши — освобождения (духовного). Правая кисть из мукулы мягко и плавно раскрывается до алападмы, находясь над головой, тогда как левая кисть делает то же самое перед грудью.
Есть такое понятие, как четыре эры. В индуизме это значит 4 эпохи. В первой всё прекрасно, нет болезней, жизнь очень длинна и т. п. Вторая — хуже, третья -ещё хуже, а в четвертой болезни и грехи мучают людей и люди живут в пределах ста лет, и она как раз сейчас (чем-то это схоже в понятиями «золотой век», «серебряный век» из античности). Вот эта — четвертая эпоха и называется «Кали юга» (в перевода «черная эра»). Скверна Кали юги — это соблазн грехов. Обращение к Лакшми спасти от скверны Кали юги по смыслу похожа на понятное нам обращение «убереги меня от лукавого».
Скверна Кали юги показывается жестом катаримукхи — кисть проделывает вкрадчивые змеевидные движения восьмеркой перед грудью — как будто змея извиваясь ползет в сторону зрителя. К ней может подключатся и вторая рука в таком же положении, проделывая такие же движения.
Обе кисти в хасте капитта на уровне плеч (справа и соответственно слева от лица, локти не забываем выставить в стороны).
Пара богов-хранителей создают постоянство в мире, защищают и гармонизируют природу и всё остальное. И их девахасты (канонические обозначения их имен руками) тоже симметричны словно весы. Вишну — две трипатаки на уровне груди, Лакшми - две капитты и тоже на одинаковом уровне (уровне груди). Равновесие их девахаст подчеркивает поддержание ими равновесия в мире.
Падма, Камала, Падмаприя («лотосная, лотусоподобная, любящая лотосы и т.п.»)
Локамата («мать мира»)
Индира («прекрасная» или «могущественная»)
Шри («процветание, успех»)
Чанчала и Лола («непостоянная»)
и многие другие
В индуизме есть течение — культ восьми Лакшми. Это, конечно, не значит, что признается 8 героинь с именем Лакшми. Это почитание её в восьми ипостасях. Нам это как исполнителям бхаратанатьям интересно, потому что есть красивая музыкальная тема Ashta Lakshmi Stotram, под которую исполняют индийский классический танец. Она мелодичная, а в тексте можно увидеть всё то, что описывается в этой статье.
Автор статьи: Елена Стеценко
Статья опубликована 18 сентября 2019г - Divadance
Вы можете изучать разные аспекты индийского танца не только очно, а ещё и дистанционно - занятия онлайн по любой тематике, подробнее...
Танцевальная студия Диваданс (Divadance) - школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha Диво дэнс
© 2005 by Zhuzha