пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)
Трагические, драматические танцевальные номера пользуются популярностью больше у исполнителей, чем у зрителей. Потому что выбор таких образов тянет за собой много вопросов и проблем, которые иногда удается удачно решить и тогда номер идёт "на ура", а иногда нет. В чем подводные камни выбора драмы для танцев? Как их обойти? Об этом в очередной статье от студии Divadance.
Трагичное произведение искусства должно задевать струны души зрителя, цеплять его, вызывать сочувствие, сопереживание. Вот мы два часа смотрим фильм или несколько дней читаем книгу... В конце трагический финал приводит нас к сопереживанию и даже к катарсису. Нас долго к этому готовил фильм или книга. В рамках спектакля длительностью час - два нас тоже постепенно подводят к сильным эмоциям сочувствия и сопереживания.
Можно ли это сделать в рамках отдельного трёхминутного номера? Можно, но не просто.
Как мы сможем быстро вовлечь зрителя в подобные эмоции и переживания?
Например, наш образ изначально трагичный. Вот мы видим сумасшедших в смирительных рубашках. Люди эти - по определению несчастные. В душах их бушуют страдания, терзания. Зритель сразу способен в поверить с их страдания, потому что сам образ и костюм создаёт предысторию танца, которая фактически выставлена "за кадр" - сумасшедшие сошли с ума до начала номера и все три минуты танца мы уже имеем, чтобы с ходу погружать зрителя в их состояние.
Другие примеры того же подхода:
а). раненый солдат,
б). девушка со следом укуса вампира,
в). снежинка на жаре и т.д.
То есть ситуации, рисующие трагическое будущее и определяющие страдание персонажа.
То есть в самом начале должно состояться какое-то трагическое событие, которые обоснует страдания на сцене. А зрителю будет легче сопереживать. Персонаж увидит что-то негативное. Например, девушка видит измену возлюбленного. Показать можно в виде персонажей на сцене или в виде видеоинсталляции. Или кто-то приносит весть, мрачное письмо. Например, письмо с фронта сообщает о смерти. Если выступает группа, то будет неестественным показать такие события применимо ко совсем участникам группы. Тогда приходится выделять солиста. А группа берет на себя функцию усиления эффекта от драмы, исходящей от солиста плюс выражения ему сочувствия (попытки утешения).
Обычно в статьях про образы мы долго разбираем музыку. Здесь же всё довольно очевидно: в музыке надрыв, страдания и т.п. Это и так ясно. А вот что стоит отметить. Среди музыки с драматическим, трагическим оттенком очень много действительно сильных композиций. Вы можете взять хит, а можете раскопать что-то малоизвестное. Но главное возьмите то, что действительно душу разрывает и выворачивает. Музыка сразу вбросит зрителя в колею Ваших эмоций, сразу создаст нужное настроение. Позволит за то небольшое время, что длится танец, действительно подвести зрителя к сопереживанию.
Конечно, музыка важна для любых образов. Но трудно представит себе впечатляющую музыку, оставляющую след в душе, под которую исполняется кокетливый танец. А вот для драмы такой музыки много. Воспользуйтесь этим обязательно! Как монтировать музыку для танца.
Воздействовать на зрителя можно и сугубо через эмоции и ассоциации, не приплетая сюжет. Для этого есть много подходов. Их можно соединять с использованием конкретных образов и сюжетов, а можно сделать их основой номера, в котором страдание будет кристаллизоваться через расхожие ассоциации.
Приведу несколько примеров. Подумав, Вы можете дополнить этот ряд другими вариантами и удачными решениями.
а). Символы крови, ран.
Полотнища красного цвета. Маленькие фрагменты красной ткани, выхватываемые из одежды, как бы из себя или из соседа. Разводы на одежды. Даже алое сердце тоже может послужить символом сердечных ран и любовных страданий
б). Падения, катания по полу, много партерных (на полу) движений. Красивые падения, вписанные в танцевальные связки, усилят драм эффект. В таких стилях, как стрип танец и модерн-танец уже очень много движений на полу и их только надо усилить в эмоциональном плане.
в). Разрывание чего-либо на сцене, полотнища ткани, какого-либо реквизита. Стягивающие путы и попытки их преодоления. Или кто-то может оторвать фрагмент костюма. Разрыв - сам по себе символ. Разрывать может сам персонаж или окружающие его персонажи.
К этому же типу воздействия может быть крушение, ломание каких-либо атрибутов. Главное мелкими обломками сцену не замусорить. Вместо порчи вещи можно делать попытки порчи. Например, обиженная девушка колотит портрет возлюбленного.
г). Сети, путы, оковы, кандалы - всё что ограничивает свободу человека и причиняет ему, соответственно страдания.
Про фасоны много говорить не будем. Если есть конкретика в образе, то она определяет фасон и детали. Если просто страдания, то лучше подойти с минимализмом. Однотонный костюм без отделки.
С цветом ситуация интереснее. Фактически нам только один не подойдёт - чёрный. Как же?! - скажете вы, ведь это цвет траура и вообще, увы, самый любимый цвет у большинства танцоров.
Всё просто. Чёрный цвет на сцене выглядит совсем не так как в "реальной жизни". На сцене он съедает объем, скрадывает движения, танцор теряется на сцене. Всё это перестает быть проблемой, когда мы берём переливающуюся или блестящую фактуру в ткани либо берём блестящий декор (проклёпки, стразы, пайетки, цепочки, блестящая фурнитура и прочее) или же если используем ячеистую структуру - сетки, дырки, разрывы, полупрозрачные варианты и т.п., и т.д.
Всё это хорошо работает в образе коварной и опасной сексуальной роковой женщины, в т.ч. в БДСМ версии. Но Вы же не собираетесь страдать в стразах и блестках? Разыгрывать драму в тканях с гламурным блеском? Из всего того, что делает черный цвет годным для танцев нам для трагиобраза разве что прозрачные ткани подойдут - сетки, шифон, вуали и т.п. Но Вы же не можете целиком в прозрачные ткани одеться, значит придется все равно брать ещё второй цвет. Так лучше и полупрозрачную ткань тогда того же цвета взять, а с чёрным тогда нет смысла связываться.
Главный друг трагических, драматических танцев - серый цвет. Во всём его многообразии - от светлого до тёмного. Он несёт в себе заряд депрессивности и подавленности, но при этом все нюансы Вашей пластики и каждое движение будет донесено до зрителя. А если уж Вы большой поклонник черного, то возьмите тёмно-серый.
Второй вариант - смесь серого с любым цветом (понятно, кроме чёрного и белого, т.к. серый цвет и так их гибрид).
Можно взять любой цвет (даже розовый, зелёный и пр.) и смешать его с серым (светло-серым или тёмно-серым). И серого должно быть больше, он должен как бы задавить, придавить, придушить тот другой цвет, что мы выбрали. Компаньоном к серому можно брать самые разные цвета - светлые и темные, яркие и пастельные, теплые и холодные. Главное "придушить" их большим вливанием серого. То есть ищем ткани не чистых цветов, а как бы "грязных", замутненных.
Автор статьи: Елена Стеценко
Статья опубликована 9 сентября 2020г - Divadance
Образ эллегантности, экстравагантности в танцах
Танцевальная студия Диваданс (Divadance) - школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha Диво дэнс
© 2005 by Zhuzha