пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)
Вы собираетесь начать преподавательскую деятельность? Сомневаетесь в себе?
Пожалуй, одно из главных сомнений начинающего преподавателя, заключается в том, достаточно ли хорошо я танцую, чтобы быть педагогом?
На этот вопрос могу однозначно ответить. Прямой зависимости удачливости хореографа от его исполнительских способностей нет. Конечно, должна себя поправить, что если Вы действительно плохо танцуете, то хореографом-педагогом Вы не станете. Но за время работы в Диваданс я была неоднократно свидетелем тому, как прекрасные исполнители не могли собрать группу вокруг себя, не могли достичь успеха как педагоги. При этом довольно посредственные танцоры, достигали замечательного успеха. И успех этот заключался и в численности группы и в ее сплочённости и даже в творческих успехах тех или иных ее членов. Поэтому если у Вас есть такого рода сомнения, отбросьте. А если Вы гордитесь собой как танцором и ищите работу педагога, чтобы было перед кем покрасоваться и продемонстрировать свои танцевальные навыки, то лучше выберете другую специальность.
Вам нужно сразу себя подготовить к тому, что Вы должны подавать себя как авторитетного специалиста. Не показывайте сомнений в том, что Вы делаете, сомнений в своих связках. Восхищения другими преподавателями, в том числе своими прошлыми. Старайтесь не подорвать свой авторитет, даже если Вы сами до конца в нем не уверены.
С этим же связано еще вот что. Некоторые преподаватели долго не могут избавиться от того, что они чьи-то ученики. Я не призываю обязательно бросать ходить на чужие танцевальные занятия, если Вы уже стали преподавателем. Конечно, свою квалификацию надо повышать. Надо сказать, что для этого кроме танцевальных занятий есть еще много источников. Но став преподавателем, скорее всего, Вас уже не устроят обычная серия групповых занятий. Скорее всего, это будут разовые посещения, причем есть смысл не продолжать учиться у одного и того же человека, а добирать знания из разных источников. Если это танцевальные занятия, то посещайте разные курсы разных педагогов. Если это другие источники, то покупайте видео, скачивайте его, смотрите его в ютюбе. Читайте статьи, всесторонне старайтесь развиваться. Потому, что в итоге Вы должны создать свой стиль, свое мнение и свою методику. Нельзя оставаться до сих пор ученицей такой-то, тем самым Вы делаете себя не преподавателем, а нечто среднее между преподавателем и учеником. Увы, некоторые преподаватели умудряются в таком состоянии проработать много лет. Смелее пересматривайте то, к чему Вы уже привыкли у прежних преподавателей, старайтесь расширить свой кругозор и сформировать собственное мнение по каждому вопросу. Тогда Ваш авторитет будет не искусственно создан и изображаем вами, а действительно существующим.
Многие недооценивают видео, как источник повышения квалификации и считают, что никакое видео не заменит занятия или мастер-класс. В этом отношении обычные танцевальные занятия (а не мастер-классы) полезнее, так как в обычных школах танца у хороших преподавателей принято ученика поправлять. Поэтому видео-занятия занятия в танцевальной школе не заменят. Но надо сказать, что это делают, увы, не все педагоги, поэтому ходить к преподавателю, не поправляющему учеников, стоит только очень недолго. Тогда как на мастер-классе не принято поправлять ученика. И получается, что, если Вы делаете что-то неправильно или не совсем правильно, на мастер-классе Вы об этом не узнаете. С таким же успехом можно танцевать и под видео мастер-класса. Более того, Вы сможете достать видео мастер-классов действительно знаменитых, именитых преподавателей, великих мастеров своего дела. Тогда как на мастер-класс приезжают уже их ученики или ученики учеников. А в чем же ещё будет разница? А в том, что Вы будете в зале с другими такими же как Вы, может быть с кем-то из них Вы пообщаетесь... Многие ходят на мастер-классы за общением с коллегами. И ещё заплатите кругленькую сумму. Ну и повторюсь, есть смысл добирать свои знания из разных источников и потом их обобщать и анализировать.
Если Вы хотите поставить с учениками танец, который будете потом исполнять где-либо, то всегда встает проблема, с какого момента его и учить и насколько длинные связки давать.
Лучше если Вы не будете увлекаться постановкой его с первого движения и до последнего и повторением всех этих длинных связок. Танец можно разучивать и блоками. Сначала основные синхроны, подолгу застревая на каждом из них, и потом уже в конце такие в общем-то непримечательные вещи, которые можно поставить быстро: разводки, выходы, связующие элементы и тому подобное.
Иногда видишь танец, целиком состоящий из синхронных движений. Многие преподаватели забывают, что групповой танец – это не то же самое, что сольный. Групповой танец должен использовать всякого рода композиционные элементы. Поочередные движения, зеркальность, полифония. stop&go и тому подобные вещи. Хорошо смотрятся также игровые элементы, какие-то сюжетные ходы. К тому же все это позволит Вам поставить меньше синхронов, но зато более качественных и темповых, которые покажут ваших начинающих исполнителей танца с более выгодной стороны.
И к тому же танец не будет выглядеть скучно, каким он выглядит, если Ваши ученики выйдут на сцену и, не сходя со своего места, весь танец будут танцевать всё одинаково. А это значит, что Вам нужно дать им несколько раздельных синхронов. А между ними сделать связующие элементы и перестроения. Пускай сначала Вы возьмете простые перестроения. Если у Вас кто-то танцует лучше, а кто-то хуже, Вы можете на какой-то момент сделать ему(им) эдакое соло. Выучите вместе со всеми маленький синхрон, но только один или два или три человека его будут делать, в то время как остальные делают красивое перемещение фланг на фланг. Это тоже оживляет танец и позволяет Вам подать Ваших учеников как можно лучше. Ведь большинство людей к Вам приходят заниматься с нуля. И они на сцене должны выглядеть красиво и каждый в отдельности и в коллектив целом. И для этого Вам нужно подключить весь свой преподавательский потенциал.
Этические моменты - взаимодействие со своими учениками, с коллегами и со студией. Пожалуй, прежде всего, это - отношения со студией. В каждой студии уже существует своя выработанная система ценностей: того, что можно сделать, а что нельзя, что можно говорить, а что нет. И поэтому в любых ситуациях нужно сначала связываться с администрацией студии, а потом уже объявлять что-либо ученикам. Правило простое, но проблемы у Вас будут, если Вы будете его нарушать. Что касается отношения с коллегами, то на них невольно негативно сказывается особенность нашей отрасли, где каждый в какой-то степени «сам за себя». Преподаватели чувствуют некоторую конкуренцию между собой, как внутри студии, так и вообще в городе. И поэтому нередки негативные обсуждения коллег, которые, конечно, не желательны. Негативные высказывания про коллегу Вашей же организации вернутся Вам, когда Вы этого не будете ждать и «сыграют с Вами злую шутку».
А вот что касается отношений с учениками, то это самая сложная область. Преподаватель должен определенным образом рулить своим коллективом. Потому, что если он этого не делает, не управляет эмоциями учеников во время занятий, то потом возникают разного рода конфликты и непонимания. Ну, например, коллектив решает сшить костюм. Одна часть коллектива может захотеть сшить или заказать очень дорогое платье, а у другой части коллектива нет возможности выделить на это столько средств. Именно преподаватель должен заставить людей рассмотреть самую нижнюю планку, по которой люди могут исполнить костюм. Потому, что в противном случае он потеряет этих учеников. Только преподаватель может заставить людей почувствовать себя коллективом, а не разрозненными исполнителями.
Смотрите другие статьи Divadance , много видео всех направлений танца есть в разделе Видеоклассификатор Diva dance, плюс Фотогалереи всех танцевальных стилей
Иногда случаются конфликты, когда те или иные ученики высказывают недовольство тем, на какой позиции они находятся в расстановке танца. И вот тут Вам тоже придется подключаться. Ведь именно Вы решаете, кто должен стоять в первой линии, кто во второй, кто в середине, а кто с краю. Нужно учитывать негативное отношение людей, которые может быть, давно занимаются, но при этом всё равно попадают во второй ряд. Да, мы видим, что они чаще ошибаются, но чисто по-человечески мы и их должны понять. Поэтому такой конфликт решается достаточно просто. В построении танца учитывайте этот компонент, сделайте перемещения такими, чтобы каждый хоть немного побывал спереди. Пускай тот, кто танцует хуже, будет спереди меньше времени, а кто танцует лучше, будет больше времени. Или тот, кто танцует хуже, будет спереди на более простых движениях, а тот, кто танцует лучше - на более сложных. Это позволит Вам угодить всем.
Ну и, разумеется, мы не должны критиковать одних людей при других. Когда к вам приходят новички, старайтесь поправлять их как можно этичнее, вежливее и спокойнее. Самым лучшим способом является какая-то однотипная монотонная задача, например, отработать главное текущее движение, тогда как Вы проходите по рядам Ваших учеников и спокойно, останавливаясь у каждого человека, говорите, что у него не так, поправляете его спокойно. Со временем, когда люди привыкают больше к коллективу, то у них не бывает негативных реакций, когда Вы окликните их по имени и скажете что именно человеку нужно поправить. Но даже если люди ходят к Вам уже существенное время, недопустимо на них кричать и унизительным образом называть. Хотя, надеюсь, что это и так всем понятно.
Автор статьи: Елена Стеценко
Статья опубликована 11 апреля 2016г - Divadance
Школа танца Диваданс / Divadance, Санкт-Петербург.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha
© 2005 by Zhuzha