пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)
Появлением модерн-танца мы обязаны Америке. В 17-ом веке в Новом Свете вообще не найти было театра, музыка была лишь религиозной, танцы - запрещены. Особенно благодаря пуританам и представителям иных подобных конфессий, заселявших прерии. По мере роста городов в 18-ом веке некоторые театральные труппы Старого Света попытали удачу на ниве гастролей. Но переезд через океан был дорог и утомителен, да и колониальная Америка много не платила гастролерам.
Со временем - в середине 19-го столетия многое изменилось. Тяга к прекрасному стала набирать обороты. В Америку приехали известнейшая европейская балерина - Фани Эльслер - соперница Тальони. Это было первое и последнее столь явное преклонение американцев перед европейским балетом. Многие балетные театры гастролировали в Америке, был создан театр "Метрополитен-опера", но, все же, балетное искусство не прижилось крепко на американской земле. И не потому, что население Нового Света не интересовалось искусством. Танцевальные таланты нашли свои путь, развивая свои - американские направления в искусстве танца, которые затем подхватила Европа. Это - джазовый и модерн-танец.
Все статьи Divadance, а также добро пожаловать "Классификатор видео " где более 600 видео танцев
Нельзя говорить о модерн-танце и не упомянуть Айседору Дункан. Эта девушка, родившаяся в Сан-Франциско в 1878г, отказалась от корсетов и танцевала босиком. Главное даже не в том, какие движения она создала или использовала. Главное- то, что она убедила миллионы людей в духовности танца, в возможности выразить посредством танца самые глубокие, сокровенные чувства, используя при этом серьезную, богатую нюансами музыку. Она искала в танце одухотворенность и так она вернула танцу его античное значение, сделав его почти священным. Айседора не создавала для себя пышных одеяний и декораций, а использовала лишь драпировки и свет. Ее одеянием были простые туники и шарфы. Зато музыка была очень сложной: Чайковский, Шопен, Бетховен, Мендельсон. Айседора создавала школы в различных странах, в том числе и в России после революции. Правда, потом эту школу закрыли. В любом советском, да и российском (благо они цитируют советские) Вы прочтете, что Айседора не создана сама ни одного движения, и даже собственного стиля и техники. Правда, советские книги еще много чего "правдоподобного" писали. Есть множество изображений, в том числе и фото Айседоры, где она запечатлены в позах, имеющих нечто общее с точки зрения техники, и в то же время принципиально отличных от поз классического балета. В Америке и сейчас есть около четырех школ последовательниц Айседоры, где когда-то преподавали ее ученицы. В 2003 году в Санкт-Петербурге прошел европейский фестиваль "Танц-театр", в рамках которого проводились мастер-классы. В том числе и М.Зайдель, одной из таких последовательниц Дункан. Где стало очевидна преемственность некой гармонии Айседоры.
В течение следующего столетия четыре женщины создали множество танцевальных движений совершенно нового стиля, объединили их (каждая по-своему) с единую танцевальную технику. Это: Рут Сен-Дени, Марта Грэхем, Дорис Хэмфри и Мэри Вигман. Рут Сен-Дэни вместе со своему мужем Тедом Шоном основала в Лос-Анжелесе школу "Денишон", из которой потом вышли Марта Грэхем, Дорис Хэмфри и многие другие выдающиеся хореографы и танцовщики своего времени. Особенно новаторским в отношении техники оказалась работа Марты Грэхем (1893-1991). Она отбросила классическую технику и многие годы формировала совершенно иную технику - технику модерн-танца. Движение - циклично: после кульминации наступает расслабление, и в этом процессе расслабление не менее важно, чем напряжение. Она изобрела множество красивейших движений - падений на пол, движений на полу.
Для модерн-танца характерна свобода, возможность выразить практически любые человеческие эмоции, удивительная пластика и возвышенная гармония. Особую роль играет в этом танцевальном направлении импровизация. Именно потому, что в процессе импровизации можно выпустить "на поверхность" самые затаенные мысли и впечатления.
В Америке и в Европе модерн-танец занимает намного более важное место, чем у нас, в России. Обусловлено это, прежде всего, тем, что многие десятилетия нас искусственно отгораживали от этого искусства. В масштабах развития искусства "окно в Европу" "прорублено" сравнительно недавно. Модерн-танец ютится где-то на задворках танцевального мира России, тогда как в Европе и Америке на модерн-танце основывают свою деятельность многие педагоги, воспитывающие профессиональных танцовщиков, многие профессиональные труппы. Нередко модерн-танец находит свое место ка чать комбинированных программ - как это успешно происходит в Divadance - в рамках готик-данса, стрип пластики. А у нас это место единолично занимает классическая хореография. Остается лишь надеяться, что со временем модерн-танец займет достойное место в культуре России.
Автор статьи: Елена Стеценко
Статья опубликована 30 октября 2006г - Divadance
студия Диваданс, Санкт-Петербург.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha
© 2005 by Zhuzha