пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)
Фламенко фактически стал символом Испании и изучается по всему миру. В России интерес к фламенко существовал всегда, но особенно он усилился последние годы. И в студии Divadance открылись курсы фламенко. Сейчас, когда искусство фламенко известно и популярно во многих странах, трудно поверить, что в первой четверти нашего века оно было, мягко говоря, не столь популярно.
Нельзя приравнивать понятия испанского танца и фламенко. Испанские танцы многообразны, и фламенко - лишь один из них.
Фольклор каждой испанской провинции своеобразен: баски, живущие на севере, мужественны, строги и суровы, кастильцы напряженно сдержанны, арагонцы веселы, каталонцы лиричны, а андалузцы отличаются особой страстностью. Культуры всех этих национальностей подвергались взаимному проникновению, потому появилось множество их разновидностей. Фламенко - не просто танец, скорее это группа танцев. Это целый пласт музыкальной культуры, включающей игру на гитаре, пение.
Происхождение слова "фламенко" до сих пор не доказано. Одно из предположений, что "фламенко" происходит от латинского "огонь" ("flamma").
По другой гипотезе "фламенко" это происходит от слова "Фландрия": в конце XVI века в Испанию пришли цыгане из Фландрии, внеся свое в культуру Андалузии. Таким образом, слово "фламенко" - "фламандец" приобрело презрительный оттенок и стало обозначать: хитрец, бродяга, пройдоха. Некоторые считают, что есть родство со словом "фламинго" (по-испански - "фламенко").
Множество статей о фламенко смотрите в разделе"Статьи Divadance о фламенко", а также добро пожаловать "Классификатор видео " где много роликов flamenco, и в раздел "Фотогалереи фламенко" , обучение фламенко
Корни фламенко уходят очень глубоко. Еще задолго до нашей эры на территории современной Андалусии сложилось одно из древнейших государств Европы - Тартесс. Маленькое государство с высокообразованным народом, собственной письменностью и музыкальной культурой. Античные авторы тогда с удивлением замечали, что даже законы свои жители страны писали в ритмизованной форме, изложив их в "Шести тысячах стихов". Сильное влияние на формирование фламенко оказало внедрение во II - Х в. греко-византийского религиозного песнопения. Затем в VIII веке на Пиренейский полуостров пришли арабские племена берберов, в период расцвета мавританского государства формируется классическая "андалусская музыка". В XV -XVI в. в Андалусию пришли цыгане - выходцы из Индии, изгнанные в 1400г. из Индии воинами Тамерлана. Найдя в Испании родственную музыкальную культуру, они органично сжились с ней. Соприкосновение "цыганского" и "андалусского", видимо привело к окончательному оформлению жанра фламенко. Исследователи отмечают следы различных влияний в народном танце Андалузии, в основном восточных. Однако это - именно влияния, а не заимствования. Уникальность фламенко еще и в том, что танцор ("байладор" - bailador) может танцевать один. В большинстве своем народные танцы коллективны. Фламенко же уникально тем, что все чувства, характерные для танца в коллективе, танцор несет в себе, подчеркивая свою независимость, придавая драматичность танцу.
Федерико Гарсия Лорка - известнейший испанский поэт так высказывался о фламенко: "Цыганская сигирийя рисовала моему воображению (ведь я неисправимый лирик) дорогу без конца и начала, дорогу без перекрестков, ведущую к трепетному роднику "детской" поэзии, дорогу, на которой умерла первая птица и заржавела первая стрела. Цыганская сигирийя начинается жутким криком, который делит мир на два идеальных полушария, это крик ушедших поколений, острая тоска по исчезнувшим эпохам, страстное воспоминание о любви под другой луной и другим ветром". Именно наполненность танцора ощущением трагизма жизни, одиночества человека, беспредельной любви неотвратимой смерти, делает его танец истинным фламенко.
Фильм "Фламенко" Карлоса Сауры.
Аннотация от издателя: "Фламенко` - это документальный фильм с бюджетом около четырех миллионов долларов. Это - шесть недель интенсивных съемок и 300 исполнителей фламенко, профессионалов в своем деле. Монументальный шедевр, в котором ритм является режиссером, свет оживляет музыку, а талант исполнителей превращает фильм в безудержный вихрькрасок и эмоций."Фильм длится 99мин. Выпущен в 1995г. На фоне оригинальных декораций испанцы танцуют, поют и играют на музыкальных инструментах. Все это предваряет краткий рассказ "за кадром" об истории фламенко. Оригинальность предельно простым по форме декорациям придает освещение, преображающее разграниченное полупрозрачными щитами-стенами пространство в необыкновенный загадочный мир искусства. Танцев существенно меньше, чем пения, но зато сольный мужской танец исполняет сам Хоакин Кортес! Его шоу "Gipsy Passion" пару лет назад можно было увидеть в Санкт-Петербурге. Лицезрев танец Хоакина Кортеса в фильме "Фламенко" Вы никогда не забудете острых ощущений от просмотра.
Гитара - неотъемлемая часть современного искусства фламенко. Даже сейчас большинство музыкантов не имеют музыкального образования и не знают нот, обладая при этом удивительной способностью к импровизации. Импровизационный характер, свободный метр нередко вообще препятствуют точной нотной записи мелодий фламенко. Так искусство гитариста, певца и танцора обычно передается из поколения в поколения от учителя ученикам. Пение фламенко своеобразно, нередко трудно воспринимается жителями других стран из-за непрерывного "хождения" голоса вверх-вниз между полутонами. Кажется, будто музыка непрерывно перетекает, никогда не останавливаясь, лишь иногда прерываясь горловыми криками.
Карлос Саура - режисер фильма
Фильм "Кармен" Карлоса Сауры.
1983г. 103 мин., Испания. Действие фильма происходит на репетициях танцевального спектакля "Кармен". Хореограф подыскивает исполнительницу главной роли.Действие фильма происходит на репетициях танцевального спектакля "Кармен". Хореограф подыскивает исполнительницу главной роли. В дальнейшем между ними возникают взаимоотношения, аналогичные описанным в литературном произведении. Репетируемые танцы фламенко по своей сюжетной линии идут параллельно с сюжетной линией "Кармен", воплощаемой в отношениях главных героев, и когда в финале фильма главные герои заканчивают танец сценой убийства, грани игры и реальности стирается и даже не совсем понятно, было ли это репетицией к спектаклю. Что делает фильм особенно интересным.
Фильм "Кровавая свадьба" Карлоса Сауры.
Сначала на экране появляется танцевальная труппа. Танцовщики и танцовщицы долго готовятся к спектаклю, гримируются и рассказывают про свою сценическую жизнь. Затем, войдя в танцкласс, вместе с хореографом повторяют фрагменты групповых танцев, а далее расходятся по углам зала. Весь спектакль в дальнейшем разыгрывается в том же зале. Присутствующие танцоры, которых обычно скрывают кулисы, тоже попадают в кадр. Самое удивительное и примечательное, что скоро все это перестаешь замечать, вследствие сильной игры актеров. Все внимание концентрируется на бурных страстях по мотивам произведения Фредерико Гарсия Лорка.
Антонио Гадес - хореограф и актер фильма
Кристина Хойос - осполнительница главной женской роли. Она же сыграла одну из ролей в фильме "Кармен"
Желаю приятного просмотра!
Статья опубликована 10 июня 2005г - Divadance
Автор статьи: Елена Стеценко
Студия Диваданс, Санкт-Петербург.
Designers: Zhuzha
© 2005 by Zhuzha