пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)

танцевальная студия в Санкт-Петербурге Divadance - Дива данс

Риверданс - легенданое шоу.

 

 

 

Грандиозное танцевальное шоу шоу "Риверданс" началось с небольшой заставки, предварявшей выступление ирландских исполнителей на международном конкурсе Евровидения в 1994. Никто и не думал, что это семиминутное выступление обернется таким успехом.

 

 

Как все начиналось

 

В июле 1993 дирекция ирландского телевидения (RTE) обратилась к продюсеру Мойе Дохерти с просьбой срочно подготовить заставку для ирландских конкурсантов на конкурсе Евровидения. Сценарий был на скорую руку написан за выходные, и теперь оставалось только воплотить его в жизнь. Три часа пения и инструментальной музыки, решила Мойя, хорошо бы разбавить танцем.

 

Именно для этого и был придуман номер в исполнении Майкла Флэтли, Джин Батлер и большой группы танцоров в жесткой обуви в сопровождении ирландского хора "Ануна". Над номером под строгим присмотром Мойи Дохерти работали режиссер Джон МакКолган и хореограф Мэвис Аскотт . Писать музыку для номера пригласили Билла Уилана - композитора со стажем, имеющего большой опыт написания музыки в традиционном стиле. В свое время он сотрудничал с группой "Planxty", во многом определившей лицо современного ирландского фолка. Такой человек не должен был подвести. Именно эта команда профессионалов заложила основы знаменитого шоу "Ривердэнс".

 

"Статьи Divadance об ирландских танцах", а также добро пожаловать "Классификатор видео " где много роликов, раздел "Фотогалереи" , обучение ирландским танцам

 

 

Успех Riverdance

 

30-го апреля 1994 года 300 миллионов зрителей были потрясены увиденным. Ирландия, как и предполагалось, заняла первое место, однако тем дело не кончилось. Все прямо-таки жаждали "Риверданс", так что пришлось выпускать видео и сингл. Этого оказалось мало. RTE предложило продюсерам подготовить номер к Рождеству, но Мойа, Джон и Билл решили вместо этого поставить двухчасовое шоу. Предварительный срок - ноябрь. Мойа почувствовала, что нужно набирать команду постановщиков и сценаристов, так как своими силами на этот раз ей не справиться. Билл Уилан, как и раньше, взялся сочинить музыку. Три месяца напряженной работы в студии - и титанический труд завершен.

 

 

 

Как только партитура была готова, подключились Мэвис Аскотт и Майкл Флэтли. Они занялись репетициями и постановкой танцев. Костяк труппы составили, отобранные фронтменом шоу Майклом Флетли победители и призеры открытого чемпионата Ирландии All Ireland по степовым танцам разных лет, а также наиболее перспективные воспитанники ирландских танцевальных школ.

 

После долгих споров было решено, что рамки ирландского танца слишком тесны, и что для большей привлекательности шоу должно носить интернациональный характер. В итоге кампания "мы ищем таланты" развернулась в мировом масштабе.

Поиски принесли желаемый результат, хотя состав получился довольно пестрым. Помимо ирландских танцоров степа в классическом варианте шоу принимали участие: одна из самых знаменитых танцовщиц в стиле фламенко Мария Пахес (Испания), ирландская поп певица Ани О'Келли, негритянские степисты из Гарлема Марсель Пено, Леон Хэйзелвуд и Джелли Герман и целый церковный хор "Deliverance", во главе с певцом Джеймсом Бигнаном. Помимо прочего, продюсеры решили добавить в новое шоу яркий славянский колорит. Ставка была сделана на безошибочно узнаваемые в околомузыкальном мире стереотипы. В начале семидесятых ирландские фолк-музыканты принесли в Европу интерес к славянской музыке с Балкан (из Сербии, Болгарии, Македонии). Необходимо было найти композитора, а также исполнителей, способных добавить в новое шоу узнаваемое "балканское" звучание. С этой целью из Венгрии был приглашен исполнитель и композитор Никола Паров.


Во всем мире также много лет остается незыблемым интерес к русской балетной школе. Необходимо было найти настоящих танцоров из России, которые органично вписались бы в новый проект, исполняя под "балканскую" музыку "славянские танцы в народном стиле". Выбор продюсеров пал на группу танцоров из знаменитого ансамбля Игоря Моисеева. Они не были увлечены ирландскими танцами, но могли гарантированно выдавать номера высокого качества и к тому же имели возможность заработать неплохие деньги. Так в шоу "Riverdance" впервые появилась группа танцоров под звучным названием "Moscow Folk Ballet Company".

 

Нельзя не сказать особо о музыкантах, составивших первый оркестр "Riverdance". Многие его участники уже сказали свое веское слово в ирландской народной музыке и были основательно раскручены известными промоутерами, или же раскрутили себя сами. Так основным волынщиком классического состава "Riverdance" стал Дэви Спиллейн. Это -один из ведущих исполнителей прогрессивных обработок ирландского фолка, а также world music на ирландской волынке илен-пайп, который к тому же известен как удачливый бизнесмен, продающий волынки своей марки. Ходить на концерты можно было даже из-за него. Все основные партии на бойране (ирландском бубне) в классическом составе оркестра исполнял Томми Хэйес - колоритный полный ирландец, получивший известность благодаря своей видеошколе игры на бойране, популярной во многих странах мира и, кстати, доступной и в Москве.

 

Этот вариант шоу и стал каноническим для Riverdance. Хотя теперь существует несколько трупп, но программа сама по себе не меняется. Индустрия была построена на наработанной вначале схеме. Два ярких танцора-лидера + большая труппа ирландского степ балета + черные танцоры степа для контраста + яркая танцовщица фламенко + русские танцоры, исполняющие номера в славянском стиле, + кельтский и негритянский хоры + оркестр, усиленный группой барабанщиков = красочное шоу, которое заработало не один миллион долларов с момента своего создания несмотря ни на что и не собирается останавливаться.

 

Премьра шоу состоялась в Point Depot Theatre в Дублине 9-го февраля 1995 года. Танцевальное шоу продолжалось в течение 5 недель, и все билеты расходились в считанные часы. По окончании выступлений в Дублине было выпущено видео классического состава "Riverdance, the show", которое сразу же стало бестселлером в Ирландии. Агенты со всего мира охотились за шоу, однако целью номер один "Риверданс" избрали Лондон. Выступления должны были проходить в Labatts Apollo Hamersmith Theatre. Как только об этом стало известно, администрация театра взялась за его реконструкцию, что стоило немалых денег. В общей сложности было истрачено более миллиона фунтов, но все расходы, конечно же, окупились.

Более того, "Риверданс" там так понравилось, что с тех пор Labatts Apollo Hamersmith Theatre стал единственным в Лондоне театром, где они выступают. Выступления начались 6-го июня 1995 года и, как и в Ирландии, имели огромный успех. В конце лета "Риверданс" вернулись в Дублин, а с 3-го октября по январь они снова давали концерты в Лондоне - на этот раз уже без Майкла Флэтли .

 

Буквально накануне выступлений в Лондоне стало известно о том, что лидер и один из создателей шоу Майкл Флэтли покидает труппу, не сумев договориться с продюсерами о размере выплат. В последствии он стал создателем нового, не менее красочого танцевального шоу "Lord of the dance". Оно, как и сам Флэтли, заслуживают особой статьи в нашей газете. Так или иначе, пути знаменитого танцора и первого шоу ирландского танца разошлись навсегда.

 

Новым лицом набравшего популярность шоу стал вчерашний дублер Флэтли Колин Дьюнн, которого продюсеры и пригласили танцевать отныне все главные партии. Свою танцевальную карьеру он начал в возрасте четырех лет. Вместе с тем Колин всегда хотел получить хорошее образование, и долгое время разрывался между танцами и работой экономиста. Экономику Колин изучал в Университете Ворвика, а сразу же после того, как получил повышение, уволился с работы и отправился в турне по Канаде вместе с "Chieftains" и "De Danann". Улыбчивый ирландский парень, родившийся в Англии и больше похожий на испанца чем на ирландца, он был лишен харизмы и везения Майкла Флэтли, но никогда не уступал ему в трудолюбии.

 

После гастролей в Англии "Риверданс" отправились в США, ведь Нью-Йорк, мировая столица развлечений, еще не был завоеван. Однако и эта твердыня пала, и целую неделю они выступали в "Radio City Music Hall", самом знаменитом театре в мире. Заключительное шоу состоялось как раз в день Святого Патрика.

 

Именно шоу Riverdance в Нью-Йорке продавалось год назад на фестивале кельтской музыки в Москве, а сейчас еще встречается в киосках вцентре города. После телепрограммы с Дэвидом Леттерманом "Риверданс", шоу-группу, которой только-только исполнился год, узнала вся Америка. После США "Риверданс" отправились в Северную Ирландию и дали несколько концертов в Белфасте; кажется, впервые за много десятилетий взгляды католиков и протестантов Северной Ирландии совпали.

 


Вперед к новым вершинам

 

 

Начиная с этого времени Riverdance окончательно перестал быть творческим коллективом и превратился в самостоятельную индустрию. А индустрия должна приносить доходы. Поэтому летом 1996 года, во время очередных гастролей "Риверданс" в Лондоне, менеджеры решили пойти на очень рискованный шаг.

Спрос на "Риверданс" во всем мире явно превышал предложение, и поэтому было решено разделить группу на два состава, причем не по принципу "первый-второй" ("главный-замещающий"), а на два совершенно равных состава. Их программа была совершенно одинакова, а изначальный классический состав всех танцоров и музыкантов "Риверданс" был разделен между ними приблизительно поровну. В поддержку к ним набирали новых. Эти составы получили имена по названиям ирландских рек (неслучайно, поскольку необходимо было поддерживать у публики ассоциативную связь с "настоящим" шоу). Первый состав был ориентирован преимущественно на выступления в Америке и получил название "Lee Company". Солистами этого, наиболее известного шоу изначально была звездная пара - Джин Батлер и Колин Дьюнн. Второй состав ориентировался на выступления в Европе и был назван "Liffey Company".


В погоне за новым зрителем и заработками "Ривердэнс" преумножил свою популярность во много раз, но как к нему относиться - вопрос неоднозначный. В самой Ирландии, где такие танцы танцевали всегда, и за ее пределами уже год понемногу ширится хор голосов против индустрии танца в таком виде. Причем уже не только среди музыкантов, профессиональных танцоров и критиков.

Номера не включают в себя многое из того, что действительно танцуют ирландцы, а по технике программа является смесью ирландских танцев в жесткой обуви с американским степом. Интерес к деньгам уже давно заслонил интерес к культуре. Шоу поднимает интерес к ирландскому танцу в принципе, но уже давно не является ирландским и во многом эксплуатирует интерес "к чему-то кельтскому". Возникают новые танцевальные школы, набирают (во многом благодаря активности Риверденс) учеников и старые. Последнее слово еще не сказано. В 1999 году стало известно, что Колин Дьюнн и Джин Батлер готовят совместное выступление.

 

Их новое шоу под названием "Танцуя на опасной земле" - "Dangerous Ground" рассказывает языком танца древнюю ирландскую легенду о бегстве влюбленных Диармайда и Грайне от гнева доблестного предводителя ирландских фениев Финна Мак Кумала. Музыкальную часть шоу взялись подготовить музыканты группы Solas, которая, по мнению критиков, сейчас значительно опережает все ирландские группы, исполняющие традиционную музыку в борьбе за внимание зрителей как в Ирландии, так и США. Однако, новое шоу лишь делает свои первые шаги и судить о его успехе по сравнению с менее "ирландскими" и более коммерческими "Riverdance" и "Lord of the dance" пока преждевременно. Неизвестно также, сколько в новой программе окажется собственно танца, а сколько сопутствующего шоу. Но первые отклики зрителей и критиков весьма доброжелательны.


Если появится другая коммерческая шоу-программа на более "народной" танцевальной и музыкальной основе, ее могут поддержать ирландцы, но ей предстоит сражаться за признание остального мира, где пока громче всего звучит слово "Riverdance". И это слово надо знать.


Автор: Адамс. Источник статьи - сайт "Ирландский народоволец".

 


Студия Диваданс, Санкт-Петербург - школы танца.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha
© 2005 by Zhuzha