пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)
Представим себе ситуацию: вы смотрите видео и знаете, что это индийский классический танец, но не знаете какой это стиль. Возможно, вы смотрите фильм, где вам говорят о классическом танце и вам интересно понять какой это стиль. Вот несколько вариантов, как распознать ряд стилей.
Девушки одеты в очень оригинальные широкие юбки, которые при вращении раздуваются как бочка, сверху которой положен конус. Фактически юбки двухслойные, нижняя юбка – бочка, а верхняя – конус. При этом движений танцовщица делает довольно мало. Основные из них – это мягкие пластичные движения рук. Тем более что движения ног под такой юбкой никто ведь и не увидит. Другая половина исполнителей, будучи женщинами, одеты как мужчины. Они одеты в узкие штаны или же штаны подобные шароварам. Изображают они обычно Кришну и других мужских персонажей. Основная отличительная черта: мягкие, плавные, как текучая вода, движения рук и кистей. Движения ног тоже довольно таки плавные, нет никаких широких и около партерных поз. Такой стиль называется манипури и характерен он для региона с таким же названием Манипури.
Вы видите исполнителей наряженных в огромные, тяжеленые костюмы с большими ярко расписанными масками. Под такими костюмами сложно выполнять движения, хотя стиль этот предполагает очень сложную технику, несмотря на костюмы, которые весят много килограмм. По этим маскам сложно понять, кто перед вами, мужчина или женщина, какого возраста этот исполнитель и тому подобное. Маски широкие светлого фона и на них очень широко и ярко расписаны глаза, рот. Массивные головные уборы венчают такого исполнителя. Такой стиль называется катхакали.
Смотрите другие статьи Divadance об индийских танцах, много видео indian dance есть в разделе Видеоклассификатор Divadance, плюс Фотогалереи индийских танцев
Пожалуй, это даже наиболее часто встречаемый классический танец в кино. Вы видите танцовщицу в довольно узких штанах и в длинном платье либо это комбинация блузы с длинным рукавом и юбки. Юбочная часть этого платья очень широкая при поворотах танцовщицы красиво развивается по воздуху. Рукав чаще всего длинный. У танцовщицы часто бывает платок на голове. Основная отличительная черта этих танцев, это то, что движения ног в основном сводятся к мелким ударам об пол. Эти удары могут образовывать сложный ритмический рисунок. Ноги танцовщицы практически прямые, руки же делают красивые, мягкие движения по воздуху на уровне груди, вверх или чуть-чуть вниз, пальцы «склеены». В танце бывает много поворотов, как плавных и спокойных, так и энергичных. Некоторая часть этого танца может исполняться на полу. Иногда танцовщица сидит перед зрителем и мягкими руками рассказывает некоторую историю сообразно тексту песни. Пальцы танцовщицы не растопыриваются, не раскрываются веером, а обычно склеены и очень мягкие. Этот стиль называется катхак. И характерен он для северной части Индии.
Вы видите, как танцовщица исполняет свои движения на полусогнутых ногах с вывернутыми наружу носками и коленями. Иногда они немного согнуты, а иногда очень сильно, в результате чего между ногами танцовщицы образуется не ромб, а практически квадрат. В этом танце девушка часто переходит к позам, которые образуются практически у пола. Т.е. она садится на пятки, отводит ногу в сторону, сложно балансирует в этих позициях. При этом движения рук четкие и отточенные. Обычно они проходят по определенным геометрическим линиям и пальцы, в отличие от катхака не склеены друг с другом, а обычно раскрываются в разных сочетаниях и вариантах. Пальцы прямые и складываются всякими сложными вариантами. Это стиль бхаратанатьям. И характерен он для южной части Индии. Именно этот стиль преподается в школе танца Divadance уже много лет. Как и катхак, бхаратанатьям стиль очень древний и дошел до нас благодаря усилиям исследователей искусства, которые трудились в Индии в начале 20-го века. Они собирали рассказы давадаси о том, как раньше развивалось это искусство. Давадаси – это храмовые танцовщицы южной части Индии, которые практиковали этот стиль из поколения в поколение.
Танцовщица двигается на полусогнутых ногах, но практически не разгибает их как в бхаратанатьям. Все движения очень мягкие, скругленные, руки она выкладывает тоже, с одной стороны в четкие позиции и сложные положения пальцев, но все позы и движения скруглены и смягчены. Танцовщица словно не выходит из узкого кокона, не разгибает руки и ноги до прямого состояния. При этом на ней оригинальный пояс из многослойных серебристых монет, а на голове у нее одето очень интересное украшение, которое напоминает луковку православной церкви. Или пламя свечи. Этот танец называется одисси. Его практикуют в штате Керала и его особенностью является то, что он восстановлен был по изображениям, а не по сведениям от носителей этой культуры. Увы.
Стиль похож на бхаратанатьям, который мы уже обсуждали, но полуприсед танцовщицы немного меньше и в этом танце много скачков и прыжков. Надо сказать, что в бхаратанатьям тоже прыжков хватает, но в кучипуди, который я сейчас описываю, их больше. Отличить неискушенному зрителю бхаратанатьям от кучипуди очень сложно и такой задачи, пожалуй, перед Вами поставить я не могу. Потому, что танцы очень похожи и костюмы очень похожи. Если бхаратанатьям изначально танцевали женщины и только женщины, то кучипуди – это мужская версия того же стиля. Конечно, сейчас и тот и другой стиль исполняют и женщины, и мужчины, но изначальный выбор пола сказывается на характере движений. Поэтому в кучипуди существует такой упор на скачки и прыжки, эти движения которые мужчинам лучше удаются, чем тонкие, мелкие и изящные движения.
Конечно, сейчас в индийском кино встречаются разнообразные гибриды этих стилей, свободные стилизации, осовремененные версии. Поэтому трудно распознать стили индийского классического танца, не имя в нем практики. Но, надеюсь, что некоторые знания в этой области, вам помогут.
Автор статьи: Елена Стеценко
Статья опубликована 21 июня 2016г - Divadance
Танцевальная студия Диваданс (Divadance) - школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha
© 2005 by Zhuzha