пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)
Наверное, каждому, кто когда-нибудь сталкивался с искусством танца живота, приходил в голову вопрос: как, такой откровенный, чувственный и женственный танец мог развиться и существовать как явление в мусульманских странах? На взгляд западного человека здесь есть явная нестыковка и противоречие с патриархальными устоями ислама.
Давайте разбираться в этом запутанном вопросе.
Танец живота пришёл к нам из древних времён. В Месопотамии, Греции , Египте и на Апеннинах люди поклонялись великим богиням плодородия (вавилонская Иштар, римская Церера, греческие Гея, Деметра и Афродита, египетская Великая мать - Изида). Жрицы, служащие богиням, исполняли культовые танцы, показывали божественную силу плодородия, раскачивали и вращали бёдрами, священнодействуя, впадая в транс имитировали процесс рождения всего сущего.
На смену древним религиям пришло христианство, провозгласившее веру в Единого Бога. Стало господствовать мужское начало, пуританское общество поставило женский танец за пределы религии. Он был запрещен, так как, согласно Библии, танец Саломеи повлёк за собой казнь Иоанна Крестителя. Исполнительницы танца считались аморальными и не были уважаемы в обществе. Поэтому и на Западе, и на Востоке танец публично исполнялся лишь с людьми с сомнительной репутацией, в основном цыганками ( турецких исполнительниц танца живота называли "ченги", словом, произошедшим от "чингене" - цыганка).
Танец живота - гимн женственности, прошёл через столетия и дожил до наших дней.
Ислам - самая молодая из мировых религий. В отличие от христианства, он не проклинал сексуальность, но перенёс её из внешнего мира во внутренний - в семью. По мусульманским законам между мужем и женой разрешено всё. Жена должна ухаживать за собой, выглядеть как можно более привлекательно для мужа, быть искусной любовницей.
Лучшей женщиной считается та, что может быть целомудренной в обществе и страстной с мужем. Танец жены перед мужем ислам одобряет, не запретно также обучение танцам и танец женщин среди женщин.
На Востоке большие гаремы властных и богатых людей были одновременно и школами для живущих в них женщин. Они проводили дни в изучении Корана, обучении вышивке, и, конечно, танцам. Женщины танцевали друг перед другом, чтобы занять время скучной дворцовой жизни, показать себя перед соперницами, и конечно, перед господином, чтобы развлечь и соблазнить его. Путешественница леди Монтаг писала, побывав в гареме: "Нет ничего более искусного, ничего более подходящего, чтобы пробудить известные мысли и желания. Нежная музыка, томные движения, замирающий взгляд, паузы. То, как они гнуться и потом искусно выпрямляются, должно даже самого холодного и высоконравственного сноба соблазнить на то, о чём не говорят".
Смотрите другие статьи Divadance о танце живота, много видео bellydance есть в разделе Видеоклассификатор Divadance, плюс Фотогалереи танца живота
Публичное исполнение танца живота - это нарушение правил шариата. Смотреть на чужую танцующую женщину мусульманину тоже нельзя. Но современные арабские страны - это светские государства ( кроме Ирана), поэтому стало возможным развитие такого явления, как танец живота.
С самого начала ХХ века на Западе зарождается мода на восточные танцы - это ярко выражено в балете того времени ( вспомним знаменитые балеты "Дягилевских сезонов"- "Шахерезада", "Клеопатра", "Синий бог"), в голливудских кинофильмах (часто повторяющиеся фантазии на тему восточного танца).
В 1920-е годы арабские страны начинают открываться остальному миру, а Запад, в свою очередь, оказывает сильное влияние на уклад жизни стран Ближнего Востока. В ночных заведениях Бейрута и Каира начинают исполнять восточный танец в стиле кабаре. Самое первое и знаменитое кабаре "Казино Опера" было открыто в 1926 году в Каире сирийской танцовщицей Бадией Масабни. Она и её ученицы Тахия Кариока и Самия Гамаль развили народный египетский танец балади до настоящего шоу. Тогда же появился и традиционный поясной костюм, который египетские танцовщицы позаимствовали из голливудских фильмов.
Но танец в стиле кабаре - это всего лишь развлечение посетителей ресторанов. Начиная с 50-60 годов ХХ века до настоящего времени танец живота стал выходить на сцену и развиваться как самостоятельный и серьёзный вид искусства. Танцовщики выражают себя, а не только делают шоу на потребу жующей публике. Во всём мире миллионы женщин занимаются танцем живота для самосовершенствования, как самым женственным и прекрасным видом танца. Он является глубоким выражением женского самосознания. "Столетиями матери обучали маленьких девочек элементам арабских танцев - восточного танца, чтобы повысить их самооценку. Они это делают и сегодня, и танец передаётся от поколения к поколению как торжество тела и ритуал самореализации". (Fatima Mernessi "Harem").
Итак, ислам, с его разделением сфер существования полов, гарантирует сохранение личного женского начала. Несмотря на все препоны и противоречия, танец живота в настоящее время - один из самых распространённых видов танца и на Западе и на Востоке, потому что является воплощением природного естества женщины и её самореализацией через искусство.
Автор статьи: Анжелика Андреева
Статья опубликована 2 августа 2010г - Divadance
Танцевальная студия Диваданс (Divadance) - школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha
© 2005 by Zhuzha