пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)

танцевальная студия в Санкт-Петербурге Divadance - Дива данс

Составление танцев и музыкальные формы. Знания о музыке дадут нам танцевальные приемы.

 

 

Конечно, все мы понимаем, что хореограф опирается на музыку в процессе создания танца. И в идеале полностью и гармонично ретранслирует её языком тела. На практике, многие слышат лишь ритм и опираются только на него.  Развить музыкальный слух и связанные с ними хореографические возможности, безусловно, полезно, а, точнее, для профессионала в этой области просто необходимо. Но для этого нужны не статьи, а практические занятия музыкой и т.п.

Но данная статья не об этом. Здесь статье Диваданс мы разберем основные формы организации музыкальных произведений для того, чтобы взять эти варианты на вооружение в отношении хореографии. Начнем, и польза этого процесса станет очевидна. Будем находить в музыкальных терминах хореографические аналоги. Позаимствуем у музыкантов интересные приемчики для расширения наших хореографических возможностей! Основной закон композиции - смотрите в отдельной статье.

 

Прежде всего, очевидное деление музыкальной фактуры на монофонию и гетерофонию.

 

Унисон в танце (монофония в музыке).

 

Монофония — слитность исполнения, единая партия, один голос и т. п. («одноголосие»). В хореографии мы видим унитарное исполнение — одинаковое — унисон (слова разные, а суть одна). Самый очевидный и самый простой способ организации танцующих. Используется чаще всего, поэтому и видео-примеры не нужны.

 

Разные партии.

 

Если мы добавляем к одному голосу (инструменту, мелодии) добавляем второй или третий — получаем гетерофонию («разноголосие»). И тут нас ждет много интереснейших для воплощения в танце вариантов.

 

 

 

«песня» в танце

 

Расширим музыкальную фактуру самым привычным образом — добавим к голосу (мелодии) аккомпанемент. Получится песня. В хореографии такой прием имеет аналог - это разбиение людей на две группы (равные или неравные). Первые делают цепочку многих неамплитудных (не размашистых) движений, а вторые амплитудными движениями и четкими резко сменяемыми позами подчеркивают сильные доли в музыке, делая акцент и усиливая эффект, придавая торжественности и эффектности танцу. Хорошо работает, если в музыке есть действительно сильные и нечастые удары. Танцевальная студия в СПб

 

Вариантом песенной формы в танце может быть солирование одного человека или небольшой группы исполнителей, в том числе поочередное солирование одиночек или групп. В то время как остальные создают "аккомпанемент в виде легкой фоновой партии.

 

Пример - смотрите момент 1 мин. 17сек.:

 

 

 

Еще пример - смотрите момент 1 мин. 08 сек.:

 

 

Канон, контрапункт и полифония.

 

Теперь добавим к голосу (мелодии) не аккомпанемент, а еще один голос (мелодию). Сразу рождается два варианта — второй голос исполняет ту же партию либо другую.

 

Варианты при одинаковых партиях.

 

Сначала разберем вариант, при котором второй голос исполняет ту же партию, что и первый (но понятно, неодновременно). В случае хореографии это разбиение на группу или группы, которые исполняют одну и ту же цепочку движений (связку), но не одновременно. И снова ветвим эту ситуацию на два варианта — отставание ненамного (канон) и отставание на половину связки (контрапункт).

 

Из этих двух вариантов самый известный — канон. Хоть и более сложный. Каждый исполнитель (либо каждая пара, тройка и т.п. исполнителей) начинает одну и ту же связку с небольшим отставанием от предыдущей. Число таких партий, отстающих друг от друга может быть любое. Чем мельче отставание их друг от друга, тем эффектнее выглядит. Конечно, не любая связка выглядит красиво в каноне. В идеале, должен возникать эффект волны, как бы прокатывающейся по цепи людей.

 

Канон используется, в основном, для двух эффектов: волны или хаоса. Когда смещение начала исполнения комбинации происходит последовательно в ряду исполнителей, то возникает эффект волны.

 

Если начинает человек в одной части зала, вторым подключается человек из другой, третьим - пару человек снова из первой части и т.п., то возникает эффект специально созданного хаоса.

 

Пример - смотрите момент 2 мин. 01 сек.:

 

 

 

Второй вариант расстыковки одинаковых партий — контрапункт. Половину людей исполняет партию с начала до конца, а вторая группа исполняет с середины до конца и потом с начала до середины. Если связка короткая, то может прокручиваться два захода такого исполнения. Особенно хорошо смотрится этот прием, когда в связке есть продвижения. Например, когда одни продвигаются вперед, другие должны идти назад и наоборот.

 

Пример - смотрите на 2 мин. 41 сек.:

 

 

Полифония (разные партии)

 

Теперь перейдем к варианту, когда музыкальные голоса (а у нас люди или группы людей) исполняют разное. Полифония — термин, известный многим. При грамотном подходе прием очень яркий. Есть смысл дать некоторые одинаковые движения  разным людям, которые будут делать их в разные моменты времени. То есть «хаос» будет состоять из сходных «кирпичиков». Хотя и полностью несовпадающие партии тоже могут составить хорошую картинку. Но можно дать и совершенно не перекликающиеся связки.

 

 

Когда целесообразно применять полифонию? Самое замечательное место — если Вы слышите в музыке апофеоз, мощный финал, где переплетается множество музыкальных линий. Тогда и расплетание танцевальных партий будет выглядеть гармонично и подчёркивать эффект от музыки.

 

Плюс использование приема «Полифония» в танце может быть завязано на сюжете, предполагающем разбредание людей, отсутствие у персонажей желания делать все вместе и в унисон. Тогда полифония поможет реализовать этот сюжетный момент, после чего персонажи могут найти согласия и завершить танец в унисон, знаменующий их единение.

 

Статья о работе с музыкой и варьировнии движений

 

Как переделать групповой танец в сольный

 

 

Автор статьи: Елена Стеценко

 

Статья опубликована 25 июня 2017г - Divadance


Танцевальная студия Диваданс (Divadance) - школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha
© 2005 by Zhuzha