пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)
Китайский танец с мечом - очень эффектное зрелище. На концертах Divadance уже фигурировали китайские танцы с мечом.
Чтобы углубиться в изучение этого направления, стоит разобраться, какое место он занимает в китайской культуре и в истории китайского фехтования. Ведь китайская культура - очень древняя и многообразная. Она развивалась больше двух тысячелетий и дошла до нас в процессе длинной непрерывной эволюции. Танец с мечом является неотрывной частью единого пласта культуры, связанная с историей, менталитетом, костюмом и пр.
Каким было оружие, как и почему оно эволюционировало, как это сказывалось на фехтование? Какое место в культуре занимает сражение на мечах? А также где можно увидеть примеры интереснейшей хореографии боев (фильмы, сериалы), которые могут стать вдохновляющими для танцевальных номеров в этом направлении? Чтобы полноценно оценить танцы на мечах, разберем эти вопросы хотя бы вкратце.
Китайские традиционные мечи делятся на два основных типа: цзянь 劍 (пиньинь jiàn) и дао 刀 (пиньинь dāo). Цзянь - обоюдоострый прямой длинный меч, тогда как дао - однолезвийный и изогнутый. В древности мечи были бронзовыми, цзяни производили уже в третьем веке до нашей эры. Из стали и железа мечи появились в поздней части Периода сражающихся царств. Хотя в Китае сталь уже начала производится намного раньше.
На фото - меч цзянь.
На фото - меч дао.
Древние бронзовые мечи времен Западной Чжоу (1066-771 д.н.э.) были не длинными - в основном 30-40 см. Использовались как самооборона. Как оружие ближнего боя, когда все остальные средства исчерпаны. Постепенно длина цзяней увеличивалась.
В период Весны и Осени ( 770-476 д.н.э.) цзянь уже использовался как полноценное оружие на поле боя.
На фото известный меч Гоуцзяня. Гоуцзянь был последним из Пяти гегемонов «Периода Весен и Осеней». Правил царством Юэ в 496—465 до н. э. Этот меч нашли в 1965 г. в провинции Хубэй. Великолепное оружие, достойное правителя.
Первым настоящим императором Китая как единой страны был Цинь Шихуанди, объединивший 7 воюющих царств. Мавзолей Цинь Шихуанди (秦始皇陵 пиньинь Qínshǐhuáng Líng) в городе Сиань, провинции Шэньси расположен под курганом, погребальный комплекс занимает площадь 56 км². Знаменит там, что там найдено легендарное собрание статуй воинов в натуральную величину – знаменитая на весь мир «Терракотовая армия». Мечи, найденные там были бронзовыми. Если Вы будете в Москве, то посетите ВДНХ – там целый павильон отведён под выставку копий терракотовой армии, выставка современная, зрелищная и в то же время познавательная. Будет ли она там на постоянной основе – трудно сказать.
Есть свидетельства, что после династии Цинь уже были танцы с мечом. И меч уже стал длиннее - ближе к метру.
На фото – 4 бронзовых китайских меча разных периодов от Сражающихся царств до Хань.
Эпоха Хань (202 до н. э. — 220 н. э.)
Цзянь был популярным оружием в период династии Хань (202 до н. э. — 220 н. э.). Уже появляется класс мечников, зарабатывающих фехтованием на жизнь. Фехтование мечом стало популярным и среди аристократов. Существовала даже группа из 37 знатных человек под названием «Путь цзяня».
Дао в период династии Хань выходит вперед благодаря своей практичности для армии, особенно для кавалерии. Так как лезвие у дао одно (тогда как цзянь, обоюдоострый), то вторую грань можно существенно утолщить. Это сделало дао надежным мечом для боя, а вместе с щитами мечи дао стали распространённым вооружением в армии, практически заменившем цзянь. Дао также был длинным (80-110см). Дао использовали и женщины. Например, у жены Сунь Цюаня было в подчинении более 100 женщин, вооруженных дао.
Кроме службы в армии, фехтование стало также боевым искусством как форма военного резерва. А к концу династии Хань обращение с мечом стало даже невоенным исполнительством, то есть искусством. И ещё развлечением, особенно в среде образованных людей. О фехтовании написано в тот период много книг.
К концу эпохи Трех Королевств, дао благодаря прочности и другим практическим аспектам полностью вытеснил цзянь как основное оружие ближнего боя в армии. Цзянь, будучи более лёгким и менее прочным был популярен в среде чиновников, аристократов, опытных воинов и придворных танцоров.
Есть сведения, что после династии Хань даже танцы с мечами стали проводиться с дао, а не с цзянем.
Дао мечи были всё также самыми распространенными в качестве оружия в военных кампаниях.
Танцы с мечами исполнялись на банкетах. Они были всё так же популярны, как и в предыдущем описанном здесь историческом периоде. Фехтование серьезно совершенствовалось.
В эпоху династии Сун возник жанр такой городской поэзии, героями которой становились одиночки, превосходно владеющими боевыми искусствами (как мечом, так и рукопашной), ставящие своей целью восстановление справедливости, защиту слабых. Этакие рыцари, но в плане социального статуса (как у рыцарей западного средневековья), а в отношении романтического ореола вокруг них. Романтика странствий, приключений, героической жизни человека, вольного как ветер и имеющего благородные устремление.
Постепенно выкристаллизовалось известное понятие "цзянху" - "Мир боевых искусств" (или "Мир боевых единоборств"). Иногда этот мир в поэмах даже существует рядом / параллельно с миром, где правит император и у них разные законы. Слово «цзянху» состоит из двух иероглифов, которые переводятся как «реки» и «озера», но в сумме означают «единоборства».
Впервые это понятие появилось в книге «Чжуан цзы» (даосская книга притч, написанная в конце периода Сражающихся царств, приблизительно в 300 г. до н. э), дословно это можно было перевести как «скитаться по озерам и рекам», что означало уйти от суетного мира, управляемого чиновниками. В сочинениях династии Тан, «цзянху» означало отшельничество.
Во времена династий Сун «цзянху» превратилось в то самое место боевых искусств, которое мы сейчас видим в романах и дорамах уся. Это мир, где есть много сект с особыми навыками, мистические буддийские монастыри, даосские практикующие кланы и т.д. Плюс прибавим к этому понятия, связанные с идеалами даосизма. А именно: человек может достигнуть самосовершенствования и использовать окружающую энергию природы. Если искать аналогию в современной культуре, то это как возможности джедаев из «Звездных войн». Отсюда эти сверх возможности, которые Вы можете увидеть в уся фильмах и уся дорамах.
Во времена династии Юань воины снова начинают часто использовать меч цзянь и его популярность возрождается.
Дао снова становится самым популярным оружием ближнего боя. Цзянь снова теряет популярность, однако цзянь становится символом изысканности и остается в фаворе у ученых, опытных военных, исполнителей, аристократов.
В эпоху династии Мин меч всё больше осваивали и простые люди. Но в армии уже начала доминировать артиллерия. Фехтование как искусство продолжало развиваться и достигать новых высот.
Когда в нашу страну "пришло" азиатское кино (увы, в малом объеме) то из китайских фильмов наибольшую популярность у киноманов в России обрели "Герой" 2002 г. и "Дом летающих кинжалов" 2004г. (оба фильма - режиссёра Джана Имоу). Многие видели именно данные фильмы, поэтому обратимся на них свое внимание.
В этих фильмах можно увидеть замечательную боевую хореографию. Кстати, в «Герое» на понятии "меч" ещё и делается особый смысловой акцент. Как известно, Цинь Шихуанди объединил разные версии китайской письменности, обеспечив унификации написаний иероглифов. В фильме говорится, сколь много способов написания слово "меч", а император, фигурирующий в фильме - именно тот император Цинь Шихуанди, сделавший написание иероглифов универсальным по всей стране. Данный фильм настолько заполнен отсылками к китайской культуре, что, если Вам это интересно, почитайте статьи (их очень много) плюс есть толковые видео разборы подтекстов этого кинополотна. Здесь мы акцентируемся лишь на мече.
Есть ещё популярный на западе и в России китайский фильм "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" 2001 г. (режиссёр Энг Ли) про эпоху Цин (последнюю эпоху правления китайских императоров - династию маньчжуров). Там есть интересный аспект - героини сражаются на разных мечах: у одной цзянь, у другой — дао, что, как видно, должно подчеркнуть противостояние разных характеров.
В Китае самый бурно развивающийся сектор медиа, это мини-сериалы, которые называются "дорамами" (как и в Южной Корее и в Японии). Не надо смотреть на мини-сериалы свысока. Дорама — это как правило, по сути, не сериал, а многосерийный фильм с длительно развивающимся детализированным сюжетом, имеющий кульминацию и развязку (а не клифхэнгер в конце). В последние десятилетия в производство дорам вкладываются большие бюджеты, на их производстве работают талантливые актеры и режиссёры. Многие азиатские дорамы выглядят намного лучше и в плане съемки, и в плане содержания, чем полнометражные фильмы.
В отношении жанра уся и китайского обращения с мечом стоит посмотреть, как минимум две дорамы: "Лотосовый терем" (莲花楼 пиньинь: Liánhuā lóu) и "Мой путь к тебе" (云之羽 пиньинь: Yún zhī yǔ).
В дораме "Мой путь к тебе", кстати, снималась актриса Юй Шу Синь, которая в прошлом училась в Колледже искусств, что очевидно прослеживается в её прекрасной пластике в схватках на мечах.
В "Лотосовом тереме" три разных героя очень разные по характеру. Поэтому у них немного разное оружие и, соответственно, разная манера двигаться в схватках на мечах. Создатели дорамы придумывали разную боевую хореографию каждому из трёх персонажей, чтобы он соответствовала их комплекции, оружию и характеру.
Заодно стоит кратко сказать о жанре «уся». «Уся́» (武俠 пиньинь wǔxiá) переводится как «боевые искусства». Жанр предлагает акцент на судьбу героя, который следует зову долга, часто жертвуя собой или своими интересами. Если уж говорим об основных китайских жанрах, то их два: «уся», который мы сейчас описали и «санься» (仙侠, пиньинь xiānxiá) – истории про небожителей, бессмертных и т.п. персонажей. Более новым является малораспространенный жанр «сюаньхуань» (玄幻 пиньинь xuánhuàn) – жанр фэнтези с некитайскими заимствованиями, например, с вампирами, пришедшими из западного фэнтези. Фехтование на мечах, конечно, больше всего присутствует в «уся».
— «Мощный меч» — напористое фехтование. Сила, уверенность, решительность, чёткость напор.
— «Мягкий меч»: скорость, более ровные и плавные удары, техничность, распространен в у-шу
— «Пьяный меч» — эффектная акробатика, неожиданные атаки и выпады, нестандартные движения
— «Идущий меч»: ловкость в атаках, уколах, уклонениях и пр. Мечи могут даже не соприкасаться.
Еще о понятиях
Можно встретить также термин «цзяньшу» в качестве искусства владения мечем. Является частью большого комплекса единоборств «у-шу».
В китайском фольклоре цзянь также именуют «Императором холодного оружия».
Еще Вы можете встретить понятие «ушу-чанбин» — это боевое искусство обращения с длинными предметами – копьё или палка. Кстати, и с ними красивые и зрелищные танцы тоже ставят.
Движения для танцев с мечом могут также черпаться в китайском боевом искусстве тайцзицюань (тайцзи, тайчи). Это практика гармонизирующей гимнастики, пластики, без боя, но основанная на боевых движениях. Тайцзицюань переводится с китайского как «кулак великого предела».
Китайский танец с мечом - Арктический салон в Петропавловской крепости
Хореограф Марта Стеценко
Автор статьи: Елена Стеценко
Статья опубликована 3 апреля 2025г - Divadance
Танцевальная студия Диваданс (Divadance) - школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha Диво дэнс
© 2005 by Zhuzha