пр. Королева 32-1 (т.348-55-39)
ул. Есенина 9-1 (т.291-43-34)
Тулуз Лотрек "Мавританский танец"
Французский живописец и график Анри Тулуз-Лотрек родился в 1864, умер в 1901 в возрасте 36 лет. Он родился в древнем аристократическом роду, в силу врожденной болезни он рос слабым, физически неполноценным, вырос калекой и карликом. Что, с одной стороны, вкупе с необходимостью много быть на свежем воздухе и наклонностью к рисованию, подталкивало его к проведению времени за изображением окружающего мира, а, с другой стороны, существенно повлияло на "попадание в сети" борделей и прочих вечерне-ночных злачных заведений Парижа.
Сам Анри написал однажды: "Не думаю, что я когда-либо занялся живописью, если бы мои ноги были длиннее". Возможно все из-за тех же ног излюбленной темой его детства были лошади, а одной из важных тем молодости - разгульные танцы - то есть именно то, что было для него всегда недоступно.
Невозможность жить, как все, повлияло и на его манеру изображать действительность, на эмоции, к которым подталкивает он нас в своих картинах: яркость красок сочетается с уродством, гармония линий и света - с гротеском и иронией.
Смотрите также статью "Танец в картинах художников первой половины 20го века"
Тулуз Лотрек "Балетная сцена", 1886г.
Первая картина, интересующая нас в связи с искусством танца, это - "Балетная сцена"(слева) 1886г. Тулуз-Лотрек был поклонником Дега, что отчетливо подтверждается этой картиной. Лотрек подражает здесь манере Дега изображать танцовщиц и сценическое действо. Он был завсегдатаем злачных развлекательных кабаре, водевилей, но не балетного театра или школы, поэтому он значительно опирается на впечатления Дега.
Смотрите другие статьи Divadance , много видео всех направлений танца есть в разделе Видеоклассификатор Diva dance, плюс Фотогалереи всех танцевальных стилей
Тулуз Лотрек "Ля Гулу и Валентин Дэзосэ", 1887
Однако больше мы ассоциируем картины Анри не с театром, а с кабаре. В его годы стала популярна так называемая "натуралистическая кадриль" - такой канкан, при которой танцовщица должна была дико визжать во всю мочь, демонстрируя разгул "животных страстей", да и к тому же максимально задирать ногу, образуя абсолютно вертикальную линию, стараясь показать как можно больше всего, что было под юбкой. Еще его называли "канкан-галоп". Говоря об этих танцах, нельзя не остановиться на рассказе о самом знаменитом кабаре Парижа "Мулен Руже" - Moulin Rouge. Его основали Жозеф Оллер и его компаньон Шарль Зидлер 5 октября 1889, приурочив открытие кабаре к началу Всемирной выставки в Париже и завершению строительства Эйфелевой башни.
Красный цвет крыльев, видимо, намекал на район красных фонарей. "Френч канкан" - французский канкан, рожденный в этих стенах, стал славой и фирменным знаком "Мулен Руж". Конечно, они были не единственными кабаре Парижа, можно отметить еще "Элизе-Монмартр", "Рен-Бланш", "Мулен-де-ла-Галетт", но именно Мулен Руж стал "оплотом" канкана. Первые исполнительницы канкана в Мулен Руж: Ля Гулю (прозвище - Обжора), Нини Патзанлэр (Лапки вверх), Грий Д'Эгу (Канализационная решетка), Мом Фромаж (Сырок). "Выше, Ла Гулю! Еще выше!" - в экстазе орали ее поклонники. На первых представлениях канкана постоянно дежурил начальник полиции нравов. Он следил, чтобы девушки на сцене не задирали юбки выше колен и не подмигивали публике. Но стоило ему отвернуться, как публика и танцовщицы вели себя совсем по-другому. Что даже вносило особую интригу зрелищу.
Тулуз Лотрек "Кадриль стула Людовика в "Элизе Монмартр", 1886г.
Если сравнивать с нашей реальностью, Мулен Руж по сути был подобен не дискотекам, а бикини-клубам, где посетителя приходят не танцевать, а смотреть на провокационно (по меркам своего времени) обнажающихся женщин. Что распаляет воображение многих, подвигая на поиски охотящихся до богатых любовников женщин, и даже проституток. Ну и как минимум на угощение полуголых танцовщиц, что является одной из целей клуба (продвижение продаж алкоголя по особо высоким ценам, конечно).
Сейчас мы не называем канкан эротическим танцем, но в те времена он был для зрителей именно таким. То есть Анри, по понятиям нашего времени, просаживал деньги предков в эротических ночных клубах. Что понятно и не так предосудительно, учитывая его уродство и болезненную неполноценность. Самое удивительное, что, несмотря на иронию, гротеск, его картины все равно отражают красоту мира, даже в самых уродливых его формах, радость бытия, хотя в его положении можно было ожидать зеленую тоску и желчь, изливающуюся на полотна.
Со времени открытия Тулуз-Лотрек стал завсегдатаем Мулен-Руж. Ранее он ходил в разные кабаре, но "Красная мельница" (именно так переводится название Мулен Руж) завлекло его сразу и безоговорочно. Анри даже имел свой собственный столик в этом заведении. Шарль Зидлер повесил на стене холла картину Лотрека "В цирке Фернандо: наездница" (еще при жизни художника).
Тулуз Лотрек "Танец в Мулен Руж" 1890г.
"Танец в "Мулен Руж" - его третья крупная композиция - 1,5 на 1,15м. Ее сразу купил Оллер, а Зидлер повесил в холле рядом с картиной "В цирке Фернандо: наездница". Среди публики Лотрек изобразил своих приятелей по разгульной жизни.
Наводите мышку на картины и увидете их название.
Кроме картин, Анри запечатлел знаменитое кабаре и на афишах. Первая афиша "Мулен Руж" была сделана Жюлем Шере, который пользовался популярностью со своими слащавыми розово-голубыми плакатами. Лотрек с удовольствием взялся за эту работу, тем более что афиша - возможность познакомить с его творчеством широкие массы. В те годы были даже специальные выставки афиш. Многие срывали понравившиеся афиши для своей домашней коллекции этих предметов. На следующий день после расклейки его афиша, а вместе с ней, и он сам, стали знаменитыми. Впрочем, кабаре тоже в результате получила качественно новый виток популярности и процветания.
На афише мы видим Ля Гулю вместе с Валентином Дезоссе (Валентином Гуттапчивым, а, если дословно переводить - "Бескостным"). Ля Гулю (настоящее имя Луиза Вебер) - любимая модель художника, ее он изображает чаще всех. Впервые Лотрек увидел ее на сцене Мулен-де-ла--Галетт, когда девушке было всего 16 лет! Затем она выступала в иных кабаре, пока не попала в Мулен-Руж, став в нем звездой клуба. Их сблизил гедонизм - безудержное поглощение радостей жизни "здесь и сейчас". В период расцвета карьеры Луиза приобрела дом и жила процветая, но уже в 25 лет ее карьеры пошла к заказу, во многом благодаря закономерному спаду интереса публики к "натуралистической кадрили" - зритель жаждет нового зрелища и новой моды. Она прошла путь смены кабаре, но в обратную сторону - к самым менее популярным, затем была то цветочницей, то борцом на ярмарке, то даже привратницей мрачного борделя.
Еще много картин Лотрек посвятил Жанне Аврил, танцевавший в Мулен Руж под псевдонимом Ля Мелинит (Взрывчатка) благодаря страстности и стремительности движений. Она стала близким другом художника, эта дружба длилась долго, однако Анри делил ее со многими другими "друзьями" и "покровителями". Судьба была к ней более благосклонной - в 27 лет она вышла замуж за художника - журналиста и у нее не было такого плачевного положения в старости, как у Ля Гулю. В немалой степени она была обязана своей огромной популярностью Лотреку - и она сама постоянно высказывала благодарность художнику.
Тулуз Лотрек "Танцую - щая Жанна Аврил" 1892г.
Тулуз Лотрек "Жарден де Пари Жанна Аврил" 1893г.
Тулуз Лотрек "Танцующая Жанна Аврил" 1893г.
"Балет папаши Хризантемы" (слева) был оригинальным номером в "Новом цирке". Арена была заполнена водой для имитации озера, там двигались танцовщицы в прозрачных одеждах.
Номер возник под воздействием моды на японский стиль и на танцы Лой Фюллер (идейная последовательница танцев Айседоры Дункан). А на картине "Лой Фюллер" (справа) нам как раз и представлена такая одежда с развевающимися фалдами, создающие ощущение полета.
Самые интересная часть костюма - огромные рукава-паруса, разлетающиеся, как волшебные крылья.
"Ла Гулю и Валентин Дезоссе, танцующие в Мулен Руж" 1895г, написаны Лотреком по просьбе Ля Гулю фактически как рекламный щит. В паре с другим холстом, она украсила шатер актрисы на ярмарке Трона (площадь Трон) - это были попытки Ля Гулю устроиться в качестве танцовщицы уже на закате своей карьеры.
Еще одна "рекламная работа" - картина "Труппа мадемуазель Эглантин" 1896г. Цель - продвижение новой труппы, в которой подруга художника Жанна Аврил выступала как звезда. Удивительно сочетание схожести изображения танцовщиц с некоторой карикатурной персонализацией каждой из них. Всего несколькими штрихами мастер показал нам их образы. Афиша была хорошо принята лондонской публикой на гастролях труппы. Чего не скажешь о реакции публики на само представление.
Давайте обобщим: как изображает танцы Анри Тулуз-Лотрек? Танец в его картинах - это, прежде всего, безудержная радость жизни, буйство красок и форм, танцовщица почто что светится и приковывает все взгляды. Пространство танца - центр картины, оно словно излучает сияние во все стороны. А позы - не застывшие и мертвые, а, словно случайные кадры, мгновения истинной жизни, прожитой на все сто процентов!
Тулуз Лотрек "Танцующая женщина"
Тулуз Лотрек "Начало кадрили в Мулен Руж"
Автор статьи: Елена Стеценко
Древние картины о танце плюс Матисс, Тулуз-Лотрек
Танец Саломеи на картинах художников всего мира
Танец в картинах художников первой половины 20го века
Статья опубликована 12 марта 2010г - Divadance
Танцевальная студия Диваданс - школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha
© 2005 by Zhuzha